Найти тему
Мама, не ори!

Если ребенок — инициатор травли в школе

Говоря о травле в школе или школьном буллинге, как сейчас ее принято называть, педагоги, психологи, родители больше переживают за жертву буллинга, дают рекомендации, как себя вести с обидчиками, у кого просить помощи, чтобы выйти из этой ситуации с минимальными потерями.

Да, жертва буллинга совершенно точно нуждается в помощи. Но в этом процессе есть же еще и другая сторона — инициатор травли, агрессор. Как быть родителям, если именно их ребенок является зачинщиком буллинга? Об этом как-то не очень часто говорят, как будто ребенку-агрессору не нужна помощь, с ним все в порядке.

Это большое заблуждение. Агрессор также нуждается в помощи, возможно, даже больше, чем жертва. Вообще, весь коллектив, где есть буллинг, психологически не очень благополучен, ведь там есть пассивные свидетели, которые, может, и не согласны с травлей, но ничего не делают, боятся защищать жертву, поддерживать ее. Никто не хочет оказаться на ее месте, поэтому все продолжают быть пассивными соучастниками, хотя в душе могут быть в корне не согласны с тем, что происходит.

Инициаторами травли никогда не становятся дети, у которых все в порядке в семье, в отношениях с родителями, во внутреннем мире. Для родителей это должно стать сигналом не того, что они как родители ни на что не способны, а того, что их ребенку именно сейчас нужна помощь.

Не хочу никого защищать и оправдывать, буллинг — это ужасно, больно и ломает психику жертвы просто на раз-два. Но если это случилось, то помогать надо всем, а не только жертве.

Родители агрессора, как и родители жертвы, не сразу узнают о травле. Дети про это не рассказывают дома. Родители инициатора травли узнают об этом из жалоб родителей жертвы или от учителей.

Хорошо, если взрослые сразу готовы признать проблему и принять меры. Иногда же срабатывают внутренние защиты, когда начинаются уверения «это же дети, они так играют, ничего страшного», «пусть сами разбираются, им же не по пять лет», «не надо наговаривать на моего ребенка, он на такое просто не способен». Родители уходят в отрицание, игнорирование и не хотят признать очевидное. Какое-то время уйдет на то, чтобы сначала родители агрессора признали проблему, а уже потом начали ее решать.

Нет жесткого алгоритма, как вести себя родителям инициатора буллинга. Общие рекомендации сводятся к тому, чтобы называть вещи своими именами, не сглаживать острые углы: «То, что ты делаешь, называется насилием. А насилие — это преступление. Другому больно, он страдает».

Предложить поставить себя на место того, кого травят. «Представь, что ты приходишь утром в класс, а с тобой никто не здоровается, твоими вещами вытирают ботинки, а тебя окунают головой в раковину в туалете. Как бы тебе жилось с этим?»

-2

Спокойно поговорить и объяснить, что всему коллективу нужна помощь, в том числе и ребенку. Предложить свою помощь, подумать, что можно и нужно изменить.

И обязательно обратиться к специалисту, родителям самим трудно сохранять спокойствие, они теряются, не знают, как себя вести.

Есть такое выражение, что ребенок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда меньше всего ее заслуживает. Вот оно как раз про детей-агрессоров, про инициаторов школьной травли.

Завтра мы поговорим о причинах школьной травли, обсудим, что толкает детей на такое.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией