Найти тему
Киберпоп ТВ

Воспитывать своим примером

  • «Если мать не воспитана в православной вере, она ничему не может научить ребенка: ни молитве, ни упованию на Бога, потому что нельзя дать то, чего сама не имеешь. В итоге живет сейчас подросток 14 лет, которого крестили младенцем, но который ничего про Бога толком не знает. Подростка в храм за ручку уже не поведешь, молиться не заставишь. Мама его пришла в храм поздно, в зрелом возрасте. Что делать с подростком? Молиться?»

Конечно, молиться. Молиться нужно всегда, это важно, полезно, необходимо, особенно в таких ситуациях.

Когда человек приходит в Церковь, он открывает для себя духовный мир, и обычно испытывает восторженные чувства, потому что вдруг обнаружил, что этот мир во много раз богаче, красочнее, прекраснее и лучше, чем он себе это представлял! Он находит ответы на свои глубинные вопросы, и это всегда вызывает восторг.

Это как время великих свершений, открытий для человека. Обычно человек хочет сразу же поделиться своей радостью с окружающими, ему кажется, что всё просто, и если он скажет своим родным, друзьям, обратит их внимание, то они тоже, как и он, сразу и познают, и увидят, и возрадуются, и всё будет прекрасно. Но не получается.

Он скажет: «Может я неправильно сказал? Или сейчас неподходящее время? Или человек не понял?» Человек зайдет с другой стороны, и так до тех пор, пока родственники не скажут: «Как ты уже достал с этой религией! Ты что, в секту попал? Что за Церковь такая?» Вместо того, чтобы делиться своей радостью, он нарывается на неприятности. И вместо того, чтобы открыть людям глаза, он своим поведением, своей навязчивостью наоборот отталкивает их от веры, Церкви и Бога так, что потом в какой-то момент останавливается с мыслью: «Господи! Что я наделал?! Что я натворил?! И что с этим делать? И как мне теперь себя вести?» И чувствует, что он один, отвержен, потому что никто не хочет понять его радость, его чувства. Возникает чувство одиночества. В горе к нам еще придут и пожалеют, а вот в радости никто не подойдет и не скажет: «О чем ты радуешься? Может, и со мной поделишься?» Поделиться радостью? Горем-то не просто поделиться.

Кто такой подросток в 14 лет? Это возраст, когда рушатся все авторитеты, вся система ценностей, которая базировалась на авторитете родителей и родственников. Данный процесс болезненный и неизбежный. Это нормально, потому что идет процесс взросления. До этого момента ценным было то, что папа сказал, как мама считала и бабушка говорила, что это правильно. То есть всё опиралось на авторитет родных, которые самые лучшие, самые красивые, самые прекрасные, самые правильные были для ребенка. Авторитет родителей безусловен для ребенка.

Но взрослый человек не исповедует ценности только потому, что так папа сказал. Сначала это всё должно рухнуть, а потом, когда сломаются все авторитеты, вся система ценностей, он начнет заполнять вакуум другими ценностями. Сначала у него не получается, он отказывается от них. Потом он возвращается к тому, что говорили отец и мать. Начинает всё переосмысливать, проверять: а точно ли это так? Может, родители в чем-то были правы? Начинает подтверждать эти ценности, несколько видоизменять, трансформировать. Но, так или иначе, он потихоньку возвращает всё заново. Может, что-то отвергнет. Может, что-то оставит, что-то видоизменит. Но в основной массе он возвратит ценностные ориентиры, но это уже будут его ценности. И он скажет: «Да, это так. Мне отец тогда говорил, а теперь и я так говорю». То есть это станет уже его ценностями.

Так что с 14 до 16 лет переходный период взросления. И если в этот период мама проходит этап своего воцерковления, она открывает новый мир духовности, а у сына в этот момент рушится всё и в том числе материнский авторитет, то для мамы что-то говорить сыну, к чему-то его призывать совершенно бесперспективное дело. И если она будет навязывать, то таким образом она только отсрочит момент его воцерковления. Он, наоборот, уйдет, будет только хуже. Поэтому в данном случае нужно проявить терпение, великодушие, широту взглядов. И ничего страшного, что ребенок не помолился, не попостился. Пусть не постится, жизнь долгая, еще успеет! Всё в его жизни будет, не надо его отталкивать. Всё должно быть осознанно, тем более он уже большой ― 14 лет. Не хочет, и не надо. Должен сам захотеть, пусть не сейчас. Кормите его гречкой с курицей во время поста, а сами ешьте гречку без курицы. И это может продолжаться не один год. А через 10 лет он себя спросит: «А почему мама всегда кушала так, а я так?» И вот тогда у него что-то щелкнет.

Всему свое время. Человек, который открывает для себя Бога, думает, что понял что-то, открыл для себя, а на самом деле это Господь ему открыл. А тем людям, которым неофит пытался что-то открыть, Господь еще не открывается по разным причинам. Не коснулся их сердец, и не в чем ты их не убедишь. Всему свое время, и если матери Господь коснулся в определенный момент, когда она созрела, то и сердца сына Господь коснется в тот момент, когда это будет нужно. Заповедь, которая всегда должна быть в голове: «Не навреди! Не мешай, своими действиями только хуже сделаешь».

Господь любит всех, и детей наших любит больше, чем мы с вами. И поэтому Он тоже желает нам спасения, радости и познания истины. Он долготерпит и ждет удобного случая. Дайте место Благодати Божьей, чтобы она действовала, не мешайтесь ей под ногами. Поэтому нужно молиться, конечно!

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.