Найти тему
Мария Котенёва

Бытовое насилие

На днях наши государственные служащие высказались на тему домашнего насилия и необходимости закрепления данного понятия в законе. По их выводам мы с вами не нуждаемся в подобном, дескать, по мелким бытовым происшествиям жертвы насилия обращаться не будут, или же будут забирать заявления, а по более тяжёлым правонарушениям и уже преступлениям мы имеем Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ, который предусматривает уже серьёзные составы.

Тема бытового и семейного насилия широко обсуждается не первый год, перепечатывать всё позиции и заниматься плагиатом не вижу здесь смысла, мы лишь обобщим, и я отмечу свою позицию.

Так, противники закона указывают на следующие факты:

1. Закон "сырой", в нём не понятны все формулировки, их можно трактовать по-разному.

Здесь спорить не буду. Закон действительно "сырой", но это не значит, что его нужно отбросить как ненужный. Его нужно дорабатывать.

2. Пострадавшая сторона не будет жаловаться или будет "забирать" заявление.

Это, на мой взгляд, абсурдный вывод. То есть мы признаем, что правонарушение есть, но будем закрывать глаза на его существование, потому что жертва слаба? Или мы боимся за показатели?

3. Многие люди могут пострадать от ложных обвинений, поскольку при доказывании подобных правонарушений вопрос сбора доказательств вызывает вопросы.

Это, конечно, верный страх, но что теперь нам вообще никогда не верить жертве тех же преступлений? А изнасилование? А кража? А другие преступления, где правоохранительные органы получают заявление от потерпевшего лица и начинают проверку?

4. Вмешательство в семью неприемлимо и недопустимо со стороны семейного законодательства.

Это верно. Но почему мы тогда вмешиваемся, когда бьют детей, например? Или мы тоже должны закрыть глаза на эти преступления только потому, что есть есть нормы о невмешательстве?

Думаю, мои мысли относительно законопроекта ясны. Но ещё здесь мне бы хотелось сегодня расширить тему семейного насилия и до общественно- бытового, то есть не связанного только с брачно-семейными отношениями, но и с отношениями с остальными людьми, с которыми мы взаимодействуем.

Считаю, что при обсуждении данного законопроекта, не верно сужен круг только до исключительно семейного насилия. Полагаю, у нас имеется существенный провал в отношении неприкосновенности личности в моральном плане, в том числе, и со стороны иных лиц.

Что я имею ввиду? Сталкивались ли вы когда-нибудь с преследованием? С тем, когда вас преследует конкретный человек, везде, постоянно, угрожает, хочет, чтобы вы выполняли то, что ему нужно? А ведь если это тот же бывший муж, жена и прочие - это же уже не брачно-семейные отношения. Почему это обстоятельство нарочито изъято из правового оборота сегодня в нашей стране?

Да, кому-то, кто силён духом, кто обладает недюжинной физической силой, влиятельными друзьями, может показаться такое правонарушение не существенным: ну ходит и ходит за мной, ну пишет и пишет, что такого? Но вся прелесть в том, что к таким сталкеры и не пристают. А мы же с вами выступаем за правовое государство, за равенство всех перед законом, мы же защищаем социально слабые слои населения, почему же в этих вопросах, мы столь безжалостны?

В моём окружении и практике имеется несколько подобных историй. И весь ужас в том, что если человек не совершает ничего существенного, а такие люди очень ловко ходят по лезвию бритвы закона, например, клевета (ст. 128.1 УК РФ), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), нарушение тайны переписки и телефонных переговоров (ст. 138 УК РФ), порча имущества с ущербом менее 5000 ₽ (ст. 7.17 КоАП РФ), порча имущества с ущербом более 5000 ₽ (ст. 167 УК РФ), то ему ничего и не грозит. Да и по вышеуказанным статьям, будем честны, жертве придётся побегать, доказывая, что её в подъезде поздно вечером поджидал человек и угрожал убить, если, например, не будет с ним. Разве в реальности это возможно? Из практики я вам совершенно точно могу сказать, что нет! Максимум, что чаще всего случается в подобных случаях, это разговор сотрудника органов с преследователем, оно и понятно, у сотрудников тоже просто нет никаких механизмов! Они бы и рады, я это часто вижу, но что сделать?

Как же нам тогда быть? Что реально можно сделать на практике, не ограничиваясь бумажными нормами, которые не работают?

Считаю, что наиболее лучшим вариантом в подобных историях будет принятие законопроекта, который позволит правоохранительным органам, суду запрещать приближаться к жертве, с серьёзными санкциями в случае нарушения, будь-то большой реальный штраф, или арест, например. Мне очень нравится подобная практика в других странах. И пусть для кого-то сильного подобные правонарушения кажутся смешными, но для действительных жертв насилия преследователя, это может спасти жизнь, по крайней мере дать шанс на качественную спокойную жизнь.