Ребенок с задержкой речевого развития говорит в соответствии с нормальными показателями более младшего возраста, его навыки речи приобретаются в обычной последовательности, но медленнее, чем в норме.
Замедленное речевое психическое развитие отмечается у 3 – 10% детей и встречается у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.
Причины задержки речевого развития (ЗРР) разнообразны:
-умственная отсталость;
-нарушение слуха;
-психосоциальная депривация;
-аутизм;
-детский церебральный паралич;
-разные формы афазии и другие.
Эта патология может быть вторичной по отношению к общему отставанию в развитии или, например, при двуязычии в семье. Своевременная коррекция такого состояния способствует уменьшению негативных эмоциональных, социальных и познавательных последствий.
Диагностика
Для раннего выявления патологии необходимы регулярные профилактические осмотры детей, в которые включена и консультация невролога.
Первые признаки заболевания:
-ребенок не лепечет в 12 – 15 месяцев;
-не понимает простых команд в 18 месяцев;
-не произносит слова в 2 года;
-не говорит предложениями в 3 года;
-не может пересказать простой сюжет в 4 – 5 лет.
Кроме этих признаков врач учитывает заболевания матери во время беременности, родовую травму, внутриутробные инфекции, асфиксию плода, вес при рождении, состояние слуха и многие другие факторы. Необходимо измерить рост, вес и окружность головы ребенка. При подозрении на умственную отсталость маленький пациент направляется на прием психиатра.
Лечебные мероприятия
Лечение задержки речевого развития проводится индивидуально. В нем могут участвовать педиатр, логопед, ЛОР-врач, психолог, психиатр, невролог. Основная цель терапии – научить понимать разговорный язык и общаться.
У детей с потерей слуха используются слуховые аппараты, аудиотренировки, обучение чтению по губам, может помочь имплантация улитки – органа внутреннего уха.
При аутизме, тревожности, депрессии показана психотерапия. Такие дети должны заниматься в небольших группах, где педагоги и логопеды могут обеспечить индивидуальное общение с каждым ребенком с учетом его речевых возможностей.
Что могут сделать родители
Участие родителей – важная часть помощи детям с такой патологией. Что можно делать постоянно в домашних условиях:
-постоянно общаться с ребенком, начиная с младенчества, разговаривать, петь, при этом поощряя подражание звукам голоса и жестам взрослого;
-читать, выбирая книги с необычной текстурой, объемными картинками, способствующие движениям (хлопки, прыжки и т. д.);
-позже переходить на детские стихи с четко выраженным ритмом, с крупными узнаваемыми картинками;
-использовать повседневные ситуации: называть продукты во время посещения магазина, объяснять, что происходит во время приготовления пищи, уборки комнаты, прогулки; обращать внимание на окружающие звуки;
-задавать вопросы и пытаться понять ответы ребенка;
-говорить просто, но в то же время избегать «детского языка».
Самая лучшая лечебная тактика – распознавание и лечение заболевания на самой ранней стадии. При правильной длительной терапии даже в тяжелых случаях отставание в речевом развитии нередко удается сократить.
Здоровья Вам и Вашим детям!
#ДЗМ #НовостиПоликлиник