Издательство Модимио показало давно ожидаемую модель паровоза Эр в виде тестовой собранной не окрашенной модели.
Напомним, что анонс модели этого паровоза в масштабе 1:87 был опубликован еще в ноябре позапрошлого года.
Но с тех пор новостей о втором в серии паровозе по сути не было, а подписчики в группе ВК регулярно задавались вопросом, куда пропала модель. В нашем прогнозе на 2025 год мы писали, что модель Эр рано скидывать со счетов и делали ставку на то, что в этом году она все-таки появится. И по этой причине в качестве основной иллюстрации к статье про планы и прогнозы по выпуску моделей 2025 году выбрали фотографию живого паровоза Эр.
Почему так долго не принимали решение о выпуске модели паровоза, и что позволило сделать это именно сейчас?
Ответ на первую часть вопроса кроется в относительной сложности создания модели паровоза в сравнении с прочими видами ЖД транспорта. Обилие деталей, сложная конфигурация и членение, более сложный процесс сборки и достаточно большие размеры самого паровоза с тендером (по общим габаритам это будет крупнейшая в серии модель) - все это отразилось на затратах на производство модели Эр. Кроме того, политика издательства в отношении конечной стоимости каждого выпуска журнала (она не должна в целом отличаться, а повышение производится только в рамках общего повышения цен) не позволяла заявить выпуск модели по более высокой цене.
Вполне вероятно, что дополнительное время потребовалось для поиска компромиссов и адаптации проекта модели к возможностям поточного производства. Это собственно и подтвердили в издательстве, указав на то, что в результате длительных переговоров с производителем удалось договориться о сохранении цены, что и позволило сейчас запустить модель в производство.
Но на поверхности лежит, другой, более простой и прозаичный ответ на вторую часть вопроса. Для этого достаточно посмотреть на курс рубля. Большинство контрактов между российскими импортерами и зарубежными, китайскими, поставщиками заключаются в долларах (в последнее время чаще - в юанях). Курс юаня привязан фиксировано к доллару. Поэтому укрепление рубля позволяет при той же самой цене в юанях иметь меньшую цену в рублях. За последние три месяца курс рубля существенно укрепился к доллару и юаню, и себестоимость модели, вероятна, стала попадать (ну или почти попадать) в заданный коридор себестоимости модели. Это не исключает некоторых возможных уступок в цене со стороны производителя, но курсовые изменения, вероятно, являются все же определяющим фактором.
Сравнивая фотографии тестового образца и опубликованные в ноябре 2023 года рендеры, интересно посмотреть, была ли упрощена представленная ранее 3D модель паровоза, или конструкторам и технологам удалось сохранить достаточно богатую деталировку Эрки. Судя по фото, модель не претерпела существенных изменений, и по-прежнему выглядит насыщенной деталями сложной конструкции.
Впрочем модель Эр все равно была и остается стендовой. Обмоторить ее возьмутся немногие, возможно единицы. Хотя и без обмоторки она останется замечательной моделью и будет прекрасно смотреться в качестве памятника на макете или с составом вагонов на полке. Кстати для этого подойдет множество вагонов: от широко известных, распространенных и недорогих крытых от Конки и двухосных «трофейных» от Фляйшмана, Пико или Роко, до более поздних моделей вагонов Бергс, Моделы, Миниатюрмоделле.
Паровозы Эр послевоенной постройки (а Модимио будет производить модель паровоза именно послевоенной постройки), выпуска 1946-1949 годов, активно эксплуатировались на протяжении всей III эпохи на всех дорогах СССР и в промышленности вплоть до середины 80-х годов. И именно Эрке суждено было завершать эпоху пара в нашей стране. Последней в СССР крупной линией, обслуживавшейся паровозами, был участок длинной 160 километров Олонец-Питкяранта, огибающий с севера Ладожское озеро. Здесь паровозы этой серии работали до 1986 года.
Появится ли в серии третий паровоз, будет зависеть напрямую от тех результатов продаж Эрки. Наш прогноз: модель будет распродана в среднесрочной перспективе, покажет неплохие результаты, но в ТОП-5 лидеров по скорости продаж не войдет. Перевыпуска не будет. С учетом того, что модель получается знаковая, интересная, популярная и красивая, а также учитывая, что модель может оказаться последним паровозом "Наших поездов", ее купят, и фанаты паровозов, и те, кто паровозами не сильно увлекается, но окажется подвержен общему желанию иметь в коллекции будущий раритет.
Хлебнув опыта с Эркой, издательство либо откажется от выпуска паровозов в будущем, либо пойдет по пути упрощения и производства менее сложных моделей паровозов. Если продажи данной модели окажутся выше среднего, то вполне можно ожидать в будущем один-два выпуска журнала с известными и распространенными в свое времчя танк-паровозами скромных габаритов (например 9П). Но за большую и сложную технику, такие как легендарные паровозы серий П36 или Л, в издательстве вряд ли возьмутся в обозримом будущем.
Как вас паровозные новости? Напишите в комментариях о своих впечатлениях и не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое свежее в мире отечественного ЖД моделизма!
Присоединяйтесь к нам в ВК: https://vk.com/rail38
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/rail38
Общайтесь с нами в нашем Телеграм-чате: https://t.me/rail38chat