Не ходи кругами, прилепись к кому-нибудь
Первый рабочий день в "почке".
Быстренько переодеваюсь и ровно в семь вхожу в диализный зал. И... Совершенно не знаю, что мне делать.
Каждый занят своим делом, внимания на меня никто не обращает. В зале 4 медсестры на 12 аппаратов, я пятая. Есть ещё малый "жёлтый" зал для пациентов, инфицированных гепатитами В и С, там работают 2 медсестры.
Сначала я тыкаюсь к столику с флаконами, пытаюсь их открывать. Получается фигово: две кое-как снятые крышки и кровавая мозоль на большом пальце (через пару недель скорость – один флакон в секунду 😂). С набором гепарина всё же выходит получше.
Потом смотрю на экраны аппаратов, ничего не понимаю. Непонятные надписи, идёт какой-то тест. Наблюдаю, как сëстры разматывают магистрали и собирают контур на аппарате. Повторить даже не пытаюсь, руки у них двигаются со скоростью ветра, движения отточенные, отработанные годами практики, кажется, они смогут это сделать даже с закрытыми глазами.
Потихоньку подтягиваются пациенты, взвешиваются, записывают вес в журнал, кто-то ворчит, что опять "много принёс", кто-то радуется маленькой междиализной прибавке.
На этапе подключения пациентов я впадаю в священный ужас. Толстенные фистульные иглы с хвостиками и зажимами, фистулы всех размеров и форм, а ещё кровь в хвостике колеблется, а фистула жужжит!!! Это потом я узнаю, что колебание и жужжание – это норма, а их отсутствие – грусть, тоска и повторная операция. А сейчас я в трансе. Такого я не видела никогда!
После подключения три с половиной часа рутины – раз в час измерить и записать артериальное давление, следить за состоянием пациентов. Они могут давление как скинуть, так и довольно серьёзно поднять. Может пропасть забор (перестаёт поступать кровь в иглу и, соответственно, в экстракорпоральный контур), могут возникнуть проблемы с возвратом крови пациенту. Тогда срабатывает тревога и аппарат начинает истошно сигналить. Основная часть диализных машин – современные "восьмёрки" – Fresenius 4008S. Но есть два "коварных" товарища – допотопные "двойки", ни названия, ни фото их не сохранилось. Это такие ящички с тумблером вместо кнопок. Снимают жидкость весьма приблизительно. Сигнала тревоги нет. За ними глаз да глаз.
Практически у каждого пациента "свой" аппарат. На них и время пролетает быстрее, и осложнений меньше. Так считают пациенты. Мëдсестры их не разубеждают. Зачем? Блажен верующий.
Длится гемодиализ 3 часа 40 минут (золотой стандарт – 4 часа), трижды в неделю. Пожизненно. Во время процедуры кровь проходит через специальный фильтр, который убирает лишнюю жидкость и шлаки – креатинин, мочевину, калий. Подробнее я напишу в другой статье. А пока...
– Не ходи кругами, прилепись к кому-нибудь! - не выдерживает бригадир, видя второй тур моих бестолковых метаний.
– Это как?
Она насмешливо фыркает, но объясняет.
– Выбери кого-нибудь из медсестёр и всю смену ходи за ней. Смотри, как она делает, повторяй за ней. Так и научишься работать.
Я выбрала девочку, которая училась в медколледже параллельно со мной. К концу недели вполне уверенно собирала и заполняла экстракорпоральный контур, подключала пациента, устанавливала параметры процедуры, отключала, убирала иглы. Оказалось, что даже иглы нужно уметь убирать правильно! Одно неловкое движение – и случится беда. Из уст в уста передавали историю, как одна медсестра рассекла иглой фистулу, распорола её на протяжении нескольких сантиметров.
"Искусственная почка" вообще богата на истории. И их важно внимательно слушать и мотать на ус. Истории – необходимая часть опыта, пример, как делать нельзя. Или, наоборот, нужно.
Только подкалывать пациентов мне пока не давали. Пункция АВФ (артериовенозной фистулы) – вершина мастерства диализной медсестры. Сначала учили работать на катетерах центральной вены. Если думаете, что это просто, ничего подобного! Но об этом тоже в другой раз.
А пока – лирическое отступление на тему наставничества.
Каждому молодому специалисту жизненно необходим наставник. Профессионал, который научит, подскажет, поправит. Причём научит правильно, чтобы переучивать потом не пришлось. И такое бывает. И не обязательно лучший наставник – самый опытный в отделении. Но обязательно самый грамотный и... терпеливый. Второе, пожалуй, важнее. Ибо одно и то же придётся повторять сотни раз.
Изученное в колледже, конечно, пригодится. Но многое придётся постигать с нуля. В каждом отделении свои особенности и нюансы. В "искусственной почке", например, за время учёбы мы были один раз. С порога посмотреть. В теоретической части про гемодиализ было сказано полтора предложения. Про перитонеальный диализ – ни слова. Что это такое, спросите вы? Расскажу обязательно, но позже 😉