В Москве есть уникальная программа «Московское долголетие». Это проект мэра Собянина для активных москвичей старшего возраста. Женщинам от 55-ти и мужчинам с 60 лет могут приходить в центры МД и заниматься танцами, музыкой, живописью, йогой, просто читать книги, играть в шахматы или смотреть вместе кино на большом экране. Всё бесплатно. Давно хотела посмотреть изнутри, как всё устроено. И вот случай ― недавно в одном из таких центров на Пресненском валу в рамках проекта «Серебряный город» собралась интересная компания ― поговорить на тему «Музей ― мост между временами, поколениями и культурами».
Встреча была приурочена к Международному дню музеев. Поэтому собравшиеся пытались выяснить, почему человечество так хочет сохранить то, что мы видим в музеях. Вспомнили первые ритуальные коллекции первобытного общества, дом муз «Мусейон» в Древней Греции, где хранились произведения искусства и культовые предметы, а также собирались древние философы, поэты, музыканты, артисты и состязались в своём мастерстве.
В России изначально музеем называли коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке. В 18 веке музей уже не только коллекция, но и специальное здание, в котором она экспонируется. Понятие «музей» постоянно расширяется. В 19 веке в музейную практику включается научно-исследовательская работа, а с середины 20 века ещё и просветительская и педагогическая деятельность (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
― В Государственном Историческом музее есть электронный гос. каталог и инвентарные книги, которые ведутся больше 100 лет. Первые книги с шикарной кожей, золотым обрезом… их в руки-то никому не дают. Они уже оцифрованы. Это юридический документ. И вот как экспонат записан в книге, так, по идее, он должен идти в гос. каталог. А книги-то писали и в 20-е, 30-е годы. И что делать, если в книге написано «Голый мужик стоит у пня»… а я-то знаю, что это Аполлон. «Женщина без рук» туда тоже не пойдёт. Запускается длительный процесс переименования экспоната, через комиссию, где нужно доказать, что это Аполлон, а не Дионисий и т.д. Следующие поколения ещё долгие годы будут дорабатывать и исправлять каталог, чтобы не было таких ошибок и накладок. Начало положено, ― рассказывает заведующая отделом металла Государственного Исторического музея, кандидат исторических наук Людмила Дементьева.
К слову: в гос. каталоге ГИМа 16 отделов, 2 623 484 экспоната, 4 848 комплектов, 48 альбомов, 102 выставки и 329 персоналий. Запомнили? И не надо. Просто зайдите и сами всё увидите. Цифровизация музейных экспонатов и всего культурного наследия ― трудоёмкий, но очень важный процесс.
― Надо разделять цифровую копию и цифровое изображение предмета, ― добавил потомственный музейщик, директор музея-заповедника «Усадьба «Мураново» Александр Богатырев. ― Мы занимаемся фотографированием, описанием и загрузкой в гос. каталог Музейного фонда Российской Федерации предметов наших коллекций. Это картинка. А то, что мы сейчас делаем ― детализированный обмер предметов, который превращается в 3D-модель, вращающуюся рядом на мониторе рядом с экспонатом, к которому мы, музейщики, не даём прикоснуться.
О цифровизации музеев на встрече говорил третий гость ― дизайнер студии Nasonov Design Werke, преподаватель РАНХиГС и Британской высшей школы дизайна, автор идеи и руководитель проекта «Цифровая музейная экспозиция» по оцифровке экспонатов музея-заповедника «Усадьба «Мураново» Илья Насонов:
― Культурное наследие нужно давать аккуратно, такими инъекциями, чтобы привить чувство и внимательность к деталям ― что за рукописи, конкретные предметы, кем написан этот пейзаж, откуда общий дух места, которое мы посещаем. Мураново обладает магией места, которую повторить и цифровизовать точно нельзя. Но можно расширить эту границу и привлечь молодое поколение в музей. Через какое-то время они будут сохранять это культурное наследие. Кто-то будет музеологом, хранителем, реставратором. Молодёжь надо сначала приобщить, показать ей ценность наследия, а потом уже цифровизовать. Для каждого музея это всё очень индивидуально.
Музей ― фундамент национального самосознания. «Уважение к древности есть, несомненно, одно из проявлений истинного просвещения…» ― говорилось в проекте постановления Городской Думы о создании Исторического музея. Но музей не только место, где хранится уснувшее время. Миллионы нитей связывают музей с современностью, в частности создаются виртуальные музеи. Знаю, что Федеральная национальная культурная автономия цыган России в данный момент занимается созданием виртуального музея. А Ресурсный центр в сфере национальных отношений уже третий год проводит Всероссийский конкурс этнокультурных выставочных проектов «Виртуальный тур по многонациональной России», буквально заставляя некоторых участников выходить в цифровое пространство, создавая конкурсный видеоролик о музее или этнокультурной экспозиции.
Это уникальное общение продолжилось за чашкой чая. В неформальной обстановке участники «Серебряного вечера» обсудили затронутые проблемы и договорились о сотрудничестве. Такие вечера в центрах Московского долголетия проводятся в рамках проекта «Серебряный город». Его миссия ― выстраивание диалога между поколениями с призывом к пониманию молодости и уважению к зрелому возрасту. «Серебряные вечера» ― дискуссионные встречи, посвящённые как раз выстраиванию таких межпоколенческих связей. Поэтому спикерами обычно становятся герои, достигшие «серебряного» возраста, а также их более молодые единомышленники и оппоненты. И получается очень интересно. Следующая встреча будет поэтическая… всё-таки у Пушкина юбилей.
Анжелика ЛУКИНА, фото автора и Александра Иванишина