Известно, что дифференциальное и интегральное исчисление основано на понятии «бесконечно малая величина». Однако методологии, основанной на этом понятии, оказалось всё же недостаточно при изучении невидимых микро и макро объектов, полей и строения Вселенной. Неполнота и ограниченность этой методологии состоит в том, что понятие «бесконечно малая величина» представима в науке пока только числом и ничем другим. Но любое число - это абстрактный математический объект, который наделяет реальную единичность или множественность изначальной неподвижностью. Это свойство числа является одновременно его достоинством и недостатком. Достоинство состоит в том, что изначальная неподвижность, которой число наделяет реальный объект, позволяет зафиксировать его качественное состояние. В свою очередь эта качественная определенность объекта позволяет количественно сравнивать его с другими по их общим признакам – свойствам и отношениям. Недостатком же является то, что, наделяя различные реальные объекты изначальной неподвижностью, число искусственно сокращает количество свойств и отношений, которые существуют у реальных объектов и процессов. Такой недостаток ограничивает возможности разума в его познании всего сущего.
Вероятно осознавая это, один из основателей понятия «бесконечно малая величина» (число) Лейбниц пытался придать ему более глубокий смысл. Однако его теория так называемых монад лежала в области теологии и была далека от возможности формализации. Исчисление бесконечно малых величин, по своей природе, является очень результативным методом познания реальности, но остаётся просто арифметической операцией сложения (вычитания) чисел, пусть и недостижимо малых. В этой арифметической операции нет ничего «порочного», но главный её недостаток вытекает из того смысла, который наука вложила в понятие – «число». Проблема тут не в точности моделирования наукой посредством сложившейся «числовой» методологии различных законов и закономерностей. Главная «неприятность» тут состоит в том, что «число» как и любая теория, построенная на его основе, декларирует фактически изначальную неподвижность всего сущего. В конечном счёте, любая такая теория оказывается замкнутой познавательной системой и, согласно известной теореме Гёделя, несёт неполноту. Правда эта неполнота в теореме Гёделя находится не в изначальном «прошлом» познавательной системы, а как бы в её «будущем». Такой вывод получен Гёделем из-за принятой им для доказательства своей знаменитой теоремы такой логики, которая вытекает из «числовой» методологии.
Неполнота применяемой современной наукой методологии стала особенно очевидной, когда появилась потребность в понятии «информация» и создании на её основе известных информационных технологий. В своё время это понятие казалось чем-то новым, подающим большие надежды в областях, связанных с кибернетикой, наукой об управлении в природе и обществе. Но поскольку понятие «информация» было введено в прежнюю «числовую» методологию, то ничем иным как числом информация стать не могла. Количество информации пришлось исчислять всё тем же методом, а именно, суммированием битов, как и чисел. Единица информации «бит» оказалась технологически полезной, но реальности она не соответствует. Один «бит» демонстрирует то, что природе противоречит, потому что для этой меры информации хаос и порядок, живое и неживое тождественны.
Может сложиться мнение, что неполнота современной методологии, используемой наукой, преодолима эволюционным путем. Якобы она по Гёделю в будущем постепенно приобретёт более адекватный природе вид. Однако, к сожалению, это не так. Дело в том, что современная методология возникла на базе некого исходного конгломерата понятий, где «число», «точка», «пространство» и иные понятия изначально неподвижны, «мертвы». Этот конгломерат изначальной неподвижности господствует над разумом человека в образе его субъектно-объектных отношений, где он представляет себя единственным изначально разумным существом. Из-за этого чрезмерного самомнения возникли и существуют все его заблуждения не только в науке, но и в политике, околонаучных, бытовых и иных областях деятельности. Вся прошедшая история человечества – это череда попыток человека убедить себя в своей разумности и затем это же опровергнуть. В конечном счете, результат таких исканий, блужданий, «хождений по мукам» определяется тем, что человек на протяжении всей своей истории так и не обнаружил объективный критерий своей разумности. Всё, что он принимал за этот критерий, не выдержало испытания временем, но отражается на его деятельности в настоящем. Не хочется принижать достижения человечества, но, так уж происходит, что без объективного критерия своей разумности оно и дальше продолжит благими намерениями мостить себе дорогу в никуда. Для тех, кто посчитает сказанное выше чрезмерным преувеличением, приведу отрывок из известного всем стихотворения А.С.Пушкина:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!..»
Если образ стареющей царицы в этом сказке заменить на нашу цивилизацию, то степень разумности человека, как он её воспринимает, будет более понятной тому, кто увидит, что
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».