Найти тему
VarТехник

Зачем США бронируют башню своей «Арматы»?

Оглавление

Недавно в Сети появились фотографии макетов перспективных танков M1E3 Abrams. Один из них даже воплотили в металле и назвали Abrams X, показав машину на выставке и раскрыв некоторые подробности об основном боевом танке. Макеты сравнительно проще Abrams X, но прослеживается тенденция серьёзного бронирования башни, что несвойственно другим машина с необитаемыми боевыми модулями. В чём подвох и почему США так озабочены этим вопросом?

M1E3

Abrams X, он же M1E3 это условные обозначения перспективных танков Abrams с необитаемой башней. Концепция полностью повторяет оную у советских образцов и старинного прототипа M1 Block III. Однако, M1E3 имеет некоторые концептуальные отличия.

Первое и наверное, самое заметное – башня. Она сохраняет типичную для ОБТ стран НАТО компоновку с поправкой на отсутствие экипажа в ней. Второй – корпус не сильно отличается от серийных «Абрамсов». Меняется только компоновка из-за необходимости посадить три члена экипажа рядом друг с другом. И третье – усиленная броня башни, что не свойственно другим проектам танков с необитаемыми боевыми модулями.

-2

Суть необитаемой башни

Кроме вполне очевидного – изолировать экипаж от орудия и снарядов в танке, которые исходя из самого военного термина «танк» обязаны присутствовать и потому, ОБТ не может быть абсолютно безопасным даже для собственного экипажа. Необитаемая башня преследует цели снижения веса боевой машины. Ранее, корпус танка мог быть сколь-угодно маленьким в рамках разумного, но башня должна была сохранять приемлемые размеры для размещения пушки, сопутствующей техники, экипажа и боеприпасов.

Среди подтверждений данной мысли можно выделить сразу несколько более-менее актуальных проектов – Т-14 «Армата», башня которого сравнительно небольшая, снаряды и автомат заряжания расположены в корпусе, а также боевой модуль Falcon. Последний представляет собой проект глубокой модернизации танков Challenger 1 путём замены башни на принципиально новую. При этом, водитель сохранил рабочее место, а наводчик и командир «переехали» под башню – её корзину, ограниченную высотой корпуса и диаметром погона. Falcon уникален тем, что подразумевает установку на Challenger 1 и древние Centurion иорданской армии, а так же забашенной нишей, где расположены снаряды и автомат заряжания. Силуэт башни с фронта минимизирован, а броня рассчитана на попадания из калибров автоматических пушек.

-3

На фоне выше описанного, может показаться, что M1E3 зря расходует массу готового изделия, ведь зачем бронированть башню, если в ней нет экипажа? «Железо всё стерпит»… На самом деле, не всё и порой, «терпение железа» может стоить танкистам жизни.

Зачем бронируют башню?

Обратите внимание, что кормовая ниша башни практически всех известных проектов M1E3 почти не отличается от оригинальных M1 Abrams. В неё дополнительно ставят автомат заряжания конвейерного типа. Японский, французский или собственной разработки, достоверно неизвестно. Это не Falcon, кормовая ниша башни которого очень маленькая… Если постараться уменьшить ширину башни с фронтальной проекции, кормовая ниша получится слишком уязвимой, а сделать большие углы от маски орудия до кормовой ниши, значит лишиться углов безопасного маневрирования, которые, порой, важнее абсолютных значений бронирования.

-4

Иными словами, в США хотят уменьшить площадь не по ширине, а по высоте, чтобы во-первых – сократить вес, во-вторых – обеспечить защиту кормовой ниши, в-третьих – получить достаточный объём необитаемого боевого модуля для размещения брони и необходимого оборудования – от СУО и панорамного прицела, до элементов автомата заряжания.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.