Эмоционально-волевые качества личности , обеспечивающие наше поведение, связанное с четким стратегическим предопределением с последующим преодолением трудностей и препятствий на пути достижения поставленной цели за счет совместной скоординированной работы волевых и эмоциональных регуляторных процессов.
Воля является важным компонентом психики человека, и она неразрывно связанна ни только с эмоциональными, но и с познавательными процессами.
Роль волевых качеств в развитии личности С.Л. Рубинштейн отмечал, что волевое действие может реализовываться в более простых и более сложных формах. «Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической форме существенно, прежде всего, то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления» Наличие опосредующего действия сознательного процесса указывает на необходимое присутствие в нем когнитивных компонентов. Мы не можем рассматривать процесс принятия решения без участия мышления.
Воля выполняет две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозящую.
С.Л. Рубинштейн следующим образом подчеркивает роль интеллектуальной составляющей волевого процесса: «интеллектуальное развитие входит одним из компонентов в процесс развития, который ведет от импульсивных, инстинктивных действий к волевым»
В.А. Иванников определяет волевую регуляцию. как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, которое сознательно принято по необходимости (внешней или внутренней) и выполняется человеком по своему решению .
В психологии спорта часто обращаются к изучению воли, соревновательных препятствий и трудностей А.Ц. Пуни. «Препятствиями следует считать объективные и изменяющиеся условия внешней среды, состояния внутренней среды организма, в которой развертывается деятельность спортсмена и которые являются помехами в достижении намеченной цели, в решении конкретных задач деятельности» .
Трудности ‑ это объективные признаки препятствий.
Е.П. Ильин, на основе глубокого анализа исторических и современных подходов к пониманию воли, приходит к выводу, что «воля, как и многие другие психологические термины (восприятие, мышление, память) — это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических явлений, процессов и действий, объединенных единой функциональной задачей — сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека.»
Волевые действия в процессе занятий спортом позволяют выдвигать и поддерживать цели занятий, и обеспечивают реализацию физических упражнений в обычных и трудных условиях.
Важной составляющей воли является понимание волевой регуляции, что в спортивной среде отождествляется с понятием «сила воли», которая проявляется через волевые состояния.
Спортивная деятельность базируется на состоянии мобилизационной готовности: собранности, сосредоточенности, внимательности. Взаимосвязь процессов мышления и волевых характеристик мы можем видеть на уровне волевых состояний, таких как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, инициативность, энергичность, ответственность, внимательность.
Волевые качества проявляются, когда мотивы и цели действий определяются твердыми убеждениями и моральными установками. Воспитанию волевых качеств способствуют упражнения повышенной трудности, требующие больших усилий.
Волевые действия имеют огромное значение для воспитания личности . Преодоление препятствий, различной степени трудности закаляет характер , что делает человека уверенным в своих силах. Чтобы победить требуется приложить волевые усилия, чтобы сломить сопротивление соперника, приходится действовать через «немогу».