Найти тему
Психолог с лопатой

Как правильно считывать невербалику

Оглавление

Невербальные сигналы, такие как мимика, жесты и позы, могут передавать больше информации, чем слова… Поэтому по данной теме много литературы и «полезных советов». Но редко, когда раскрывается самый главный секрет. Сейчас мы это поправим…

И в чём проблема?

Проблема есть и не одна. Но краткости ради, остановимся на двух, на мой взгляд, самых существенных.

Первая. большинства пособий и тренингов по «языку тела» грешат рассмотрением только стандартных ситуаций. Типа: расстёгнутый пиджак или раскрытые ладони демонстрируют открытость, а скрещенные руки/ноги говорят о скованности. Бла- бла-бла. Всё это занимательное чтиво и не более! Потому что "чёрт сидит в мелочах"!

И эти "мелочи" от различия культур (обычно мы киваем, когда согласны, а в некоторых странах (например, в Болгарии) при согласии, наоборот, принято мотать головой из стороны в сторону), до особенностей конкретной ситуации: скрещенные руки и ноги могут говорить о том, что человеку просто холодно или простите, он хочет в туалет. Игнорирование подобных вещей может привести, скажем так, к совершенно некорректным умозаключениям!

Вторая проблема связана с тем, что большая часть времени уделяется «иллюстративным» сигналам, которым профессиональные спикеры/переговорщики/продавцы специально обучаются (типа того же расстёгнутого пиджака или раскрытых ладоней).

Очевидно, что концентрировать внимание на "чтении" таких жестов/поз – напрасно тратить время и силы, в то время как действительно достойными внимания являются сигналы–эмоции, идущие из подсознания, так как многие из них фактически не поддаются контролю. (Вы знаете кого-то, кто-может контролировать расширение/сужение зрачков, например? Вооот!)

И вот Вам первый лайфхак, где искать эти самые сигналы-эмоции: посмотрите на смайлики. Там только три части лица – глаза, брови и губы. (Если будет легче запомнить, то это те части лица, которые чаще всего красят женщины 😉). Хотите хорошо понять реакцию собеседника? - концентрируйте внимание именно на его/её зрачках, движениях бровей и губ.

Но это только начало!

Главный секрет правильного считывания - калибровка

Все мы разные. Избитая истина, но мы так часто её забываем, что не грех повторить. Следовательно, прежде чем вступать в коммуникацию
с малознакомым партнёром (
коммерческие переговоры, обсуждение проблемы
и т.д.
) крайне важно выяснить, какие Ваш собеседник выдаёт типичные пары реакций : истина – ложь, согласие – несогласие, интерес – отсутствие интереса
и проч.

Сделать это не так уж и трудно. Достаточно заранее заготовить набор вопросов и утверждений, предполагающих однозначную реакцию, и до начала основной коммуникации «протестировать» их на Вашем собеседнике.

Собственно, примерно по этому же принципу работают детекторы лжи. Отличие в том, что они «ловят» только одну пару реакций «истина – ложь»,
а, скажем, для коммерческих переговоров надо фиксировать, минимум, три вышеперечисленных.

Вместо заключения

Самые большие проблемы не только в коммуникациях, но и вообще возникают, когда мы пытаемся к новой ситуации применить стандартный шаблон поведения. Но ситуация-то новая! Вот ровно тоже самое и в коммуникациях. Даже, казалось, бы с давно знакомыми людьми. Дело в том, что мы не только разные, мы ещё и постоянно развиваемся, меняемся. Поэтому никаких шаблонов и вычитанных универсальных советов! Изучайте конкретного человека как будто видите его в первый раз! И тогда Ваше общение, Ваши отношения будут намного успешнее. 😊

What we know of other people Is only our memory of the moments during which we knew them. And they have changed since then... We must also remember that at every meeting we are meeting a stranger...
То, что мы знаем о других людях, - это всего лишь наша память о тех моментах, когда мы их знали. И с тех пор они изменились... Мы также должны помнить, что на каждой встрече мы встречаем незнакомца...

(Томас Эллиот, американо-британский поэт, драматург и литературный критик)