Найти тему
Life.Akbars

Быстро и комфортно. Как ездить по платным трассам экономно

Доехать из Москвы в Санкт-Петербург за 7 часов по платной трассе М11 стоит 2 400 ₽. Дорога на юг в одну сторону по платной трассе М4 в будни на легковом автомобиле обойдется в 2 245 ₽.

Стоимость комфортной езды по малозагруженным современным трассам с хорошим покрытием, без пробок и на высокой скорости — удовольствие не из дешевых. Но есть несколько способов экономить на платных дорогах. Расскажем, как можно ездить недорого.

Как появились платные дороги в России

Платные дороги в России появились при Борисе Ельцине, который в 1992 году издал Указ «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Первая платная трасса была введена 22 апреля 1999 года. Это был участок трассы М4 протяженностью 20 км, огибающий село Хлевное в Липецкой области.

В 2024 году в России уже более 2 876 км платных дорог. Самые востребованные из них:

М11 «Нева», Москва — Санкт-Петербург;

М4 «Дон», Москва — Краснодарский край;

М12 «Восток», Москва — Казань;

ЦКАД — кольцевая автодорога вокруг Москвы;

ЗСД — Западный скоростной диаметр — шоссе, пересекающее Северную столицу от Морского порта до трассы «Скандинавия»;

М1 «Беларусь» — платная трасса в обход г. Одинцово;

М3 «Украина» — из Москвы в Калужскую область.

Платные дороги также есть в Псковской области, Удмуртии, Рязани.

Кому принадлежат платные трассы, и на что идут деньги автовладельцев

Большинством платных дорог в РФ владеет госкомпания «Российские автомобильные дороги» — ГК «Автодор». Конечным владельцем всех платных трасс является государство.

Некоторые дороги строятся с привлечением частного капитала — средств компании-концессионера в рамках государственно-частных проектов. Поэтому на определенный срок эти участки дорог контролируются концессионером.

Кроме владельцев дорог, есть операторы. Это частные компании, которые обслуживают трассу, следят за исправностью инфраструктуры — датчиков, шлагбаумов, освещения, обеспечивают безопасность дорожного движения, общаются с пользователями и принимают оплату. К примеру, «Северо-западная концессионная компания» — это концессионер, а «Объединенные системы сбора платы» — крупнейший в России оператор.

Пункты взимания платы на трассе М12 «Москва-Казань» — для тех, кто платит наличными или картой (фото: avtodor-tr.ru)
Пункты взимания платы на трассе М12 «Москва-Казань» — для тех, кто платит наличными или картой (фото: avtodor-tr.ru)

Деньги, получаемые от автомобилистов, оператор передает владельцу дороги в лице «Автодора» или концессионеру. Средства идут на обустройство и содержание платных дорог, строительство новых трасс, а также на выплаты работникам и инвесторам.

Плюсы и минусы платных трасс

Преимущества платных трасс — почти полное отсутствие пробок, качественное покрытие, большое число полос, сервис.

По платному участку водитель может ехать быстрее, до 110 км/ч. На некоторых участках М4 и М11 разрешено разгоняться до 130 километров в час. Тогда как на простых дорогах ограничение до 90 км/ч. Да, среди бесплатных трасс тоже есть скоростные, но по пути придется проезжать населенные пункты, где скорость ограничена, и при этом расход топлива выше.

Платные трассы — многополосные, разгруженные, оснащены барьерными ограждениями и видеокамерами, а значит, безопаснее. Если что-то случится в пути, например, закончится бензин, сломается машина или произойдет столкновение, помогут аварийные комиссары. Водителю и пассажирам окажут бесплатную помощь: если нужно, помогут дозаправиться, эвакуируют авто, помогут с доставкой пассажиров в медпункт или больницу.

Вдоль платных участков дорог есть территории для отдыха и приема пищи, кемпинги, беседки, кафе и даже детские площадки. На трассе М4 любой водитель может проверить состояние здоровья в специально оборудованных медицинских кабинках.

Минус, пожалуй, только один — за поездку по такой дороге надо заплатить.

Кто пользуется платными трассами

Пр платным трассам ездят граждане и предприниматели, если нужно быстрее попасть из точки А в точку Б — без пробок и городских скоростных ограничений, а также из-за безопасности и удобства сервиса.

Сейчас спрос на платные трассы обусловлен еще и невозможностью попасть на юг России из-за закрытого воздушного пространства.

Сколько стоит проезд по платной трассе

Стоимость проезда устанавливается в зависимости от востребованности дороги, категории транспорта — легковой, среднегабаритный, грузовой, пассажирский, специальный крупногабаритный, автобусы, а также от дня недели и времени суток проезда. Кроме того, цена на разных участках одной трассы может отличаться. Стоимость проезда не обязательно пропорци­ональна протяжен­ности.

Чтобы узнать, сколько будет стоить поездка, зайдите на сайт владельца платной трассы, по которой планируете ехать. Укажите в калькуляторе тип транспорта, маршрут, день и время поездки. Система рассчитает примерную стоимость. Такой калькулятор есть на сайте «Автодора». Здесь можно узнать цены на проезд по ЦКАД, М1 «Беларусь», М11 «Нева», М4 «Дон», М3 «Украина».

Например, поездка по М11 от Москвы до Санкт-Петербурга для легкового авто с понедельника по четверг будет стоить 2 400 ₽. С пятницы по воскресенье или в праздники проезд обойдется на 200 ₽ дороже — 2600 ₽.

Стоимость поездки по М11 от Москвы до Санкт-Петербурга в марте 2024 года, рассчитанная в калькуляторе на сайте «Автодора»
Стоимость поездки по М11 от Москвы до Санкт-Петербурга в марте 2024 года, рассчитанная в калькуляторе на сайте «Автодора»

Если планируете объезжать участки платной трассы, посмотрите в таблицах на сайте «Автодора» стоимость отдельных участков, по которым поедете.

Цены за проезд по отдельным участкам платной трассы М-11 в марте 2024 года
Цены за проезд по отдельным участкам платной трассы М-11 в марте 2024 года

На том же сайте avtodor-tr.ru можно скачать актуальные тарифы в формате pdf по каждой платной трассе, которые относятся к «Автодору».

В итоге можно неплохо сэкономить на платных трассах, заранее планируя дату, время поездки и маршрут. А еще можно пользоваться специальными гаджетами и программами лояльности от операторов.

Как экономить на платных трассах

Приведем 5 способов, как экономить на платных дорогах. Их можно использовать отдельно или совмещать, чтобы платить еще меньше.

Ездить ночью и в будние дни

Дешевле ездить ночью и в будни с понедельника по четверг, кроме выходных, предпраздничных и праздничных нерабочих дней. С пятницы по субботу и в праздники стоимость дороже.

Ночные, дневные, праздничные тарифы отличаются в зависимости от трассы и категории транспорта.

Пример

Если ехать по М-1 из Воронежа до Калуги ночью (с 01 до 06 часов по МСК) в понедельник на легковом авто, заплатите 460 ₽. За проезд по тому же маршруту в субботу днем — уже 600 ₽.
Проезд по участку 177–679 км трассы М-11 для грузовиков и автобусов будет стоить 3 360 ₽ в будни и 3 600 ₽ — с пятницы по воскресенье.
А на участках 58–149 км М-11 цена проезда для легковых авто одинаковая с понедельника по воскресенье.

Важно! Проезд по участку оплачивается по времени выезда, а не по времени въезда. То есть нужно правильно рассчитать время, чтобы меньше платить. Въехать на трассу можно еще до полуночи и заплатить по более доступному ночному тарифу.

Использовать транспондеры

Транспондер — электронный гаджет размером чуть больше спичечного коробка. На это устройство реагируют датчики при проезде через пункты автоматического списания оплаты за проезд.

Транспондер от «Автодора». С ним на платных дорогах можно платить меньше (Фото: drive2.ru)
Транспондер от «Автодора». С ним на платных дорогах можно платить меньше (Фото: drive2.ru)

С транспондером можно платить за проезд меньше и проезжать пункты оплаты без остановок. Почему с транспондером ездить дешевле? Потому что, выпуская транспондеры, собственники платных дорог снижают свои риски проезда «зайцем», неоплаты за проезд. Владелец дороги гарантированно получает оплату от каждого автолюбителя, который имеет это устройство. Зарегистрированный транспондер позволяет идентифицировать личность владельца.

Кроме того, деньги за проезд списываются автоматически на каждом участке платной трассы, это «разгружает» работников пунктов оплаты. То есть водитель с транспондером экономит деньги собственника трассы, поэтому получает скидку.

Есть несколько видов устройств от разных компаний — собственников платных дорог.

  • Транспондер T-Pass для автодорог М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон» и М-11 «Нева» На них скидка по абонементам может доходить до 81%. Еще от 3% до 15% получится получить в рамках Программы лояльности.
  • Транспондер ЗСД для проезда по «Западному скоростному диаметру» (ЗСД) в Питере. По базовому тарифу с полуночи до 05:59 с ним дают скидку 50%.
  • Транспондер «Главная дорога» для оплаты проезда участка на М1 «Беларусь» или «Северный обход Одинцово». За проезд с устройством обещают скидку до 90%. Устройство можно взять в аренду у оператора платной автотрассы за 50 ₽/мес, а для активации пополнить баланс на 1 000 ₽.

Гаджеты от разных компаний действуют не только на родных трассах, но тогда скидка будет меньше. Для максимальной выгоды можно использовать на трассе М-11, которая принадлежит двум разным собственникам, сразу два транспондера — М-11 и T-Pass. Во избежание двойного списания оплаты, применяя одно устройство, другое нужно убирать в специальный металлизированный пакет, чтобы не проходил радиосигнал. Такой зип-пакет продается вместе с устройством или отдельно в том же магазине.

Так правильно крепить транспондер в автомобиле (Фото: m-road.ru)
Так правильно крепить транспондер в автомобиле (Фото: m-road.ru)

Где можно купить транспондер? Через интернет-магазины, Яндекс.Маркет и даже в пунктах обслуживания прямо на трассе. Стоимость гаджетов, как правило, от 4 000 до 8 000 ₽. Покупать его стоит, если часто пользуетесь платными трассами. Для разовых поездок можно арендовать устройство по стоимости в несколько рублей в день.

Воспользоваться транспондерами можно даже на трассах, где нет пунктов оплаты и шлагбаумов — это называется безбарьерная система «Свободный поток». Она есть на платной автодороге М-12 «Восток» (из Москвы в Казань). Если по трассе вы едете с транспондером, деньги за проезд спишут со счета, когда машина проедет под специальной считывающей рамкой. Если такого устройства нет, проезд можно оплатить на сайте «Автодора» в течение пяти дней после поездки.

Пользоваться программами лояльности

Если зарегистрировать транспондер на себя и получить статус идентифицированного пользователя, можно участвовать в программах лояльности от компаний-собственников платных трасс. Персонифицировать транспондер можно по инструкции на сайте «Автодора».

О действующих скидках, стоимости и условиях использования абонементов можно узнать на сайтах компаний-собственников трасс. К примеру, «Автодор» дает дополнительные скидки от 3% до 15% на проезд владельцам транспондера Т-pass. Подробнее на странице программы лояльности.

Купить абонемент можно в личном кабинете на сайте www.avtodor-tr.ru, мобильном приложении «Автодор», в центрах поддержки и обслуживания вдоль платных участков, в мобильных пунктах продаж, дополнительных офисах.

Объезжать платные участки

О том, что впереди платный участок, заранее предупреждает дорожный знак. Можно объезжать все платные участки или только сами дорогие по бесплатным дорогам. Каждая платная трасса по закону имеет альтернативную дорогу, за которую не нужно платить. Другое дело, какой придется делать крюк и в каком состоянии эта дорога. Если объезд не такой длинный, а покрытие терпимое, можно смело двигаться по бесплатному пути.

Чтобы объехать самый первый и самый дорогой участок М11, при выезде из Москвы нужно проложить бесплатный маршрут до Солнечногорска с помощью Яндекс.Карт или Яндекс.Навигатора. Время в пути увеличится максимум на 30–40 минут. Выезд на платную трассу находится сразу после населенного пункта Пешки. Экономия — от 1 000₽.

По пути в Сочи можно объехать 2 платных участка на трассе М4 на промежутке от Ростовской области до Краснодара, не теряя много времени. Первый пункт оплаты в районе станицы Павловской, чуть не доезжая до развилки на Тихорецк и на Краснодар. Еще на этой трассе можно сэкономить на проезде на легковом авто 200 ₽ на выходных и 100 ₽ — в будний день. Для этого нужно уйти направо за 25 км до развилки Краснодар — Тихорецк, проехать через станицу Октябрьская и попасть на двухполосную трассу. Далее через станицу Павловскую необходимо снова вернуться на М4. Платный участок останется позади.

Второй пункт оплаты в Краснодарском крае, 1 195 — 1 319 км между станицами Старолеушковская и Ирклиевская. Экономим 370 ₽ если едем с понедельника по четверг, и 300 ₽ при поездке на выходных. Повернуть нужно на Октябрьскую, проехать населенные пункты Ленинодар, Средний Челбас, Бейсужок, затем по трассе до станицы Березанская и опять выехать на платный участок М4.

По дороге М6 «Каспий» можно объехать почти все платные отрезки трассы «Дон» между Москвой и Ростовом-на-Дону. Однако нужно учитывать, что бесплатные дороги, как правило, узкие, а скоростной режим ограничен.

Заранее продумать маршрут и рассчитать выгоду

Чтобы экономить, но ездить по нормальным дорогам и не терять время в пробках, нужно заранее продумать маршрут и рассчитать выгоду. Изучить, какие трассы самые дорогие, какие более доступные, есть ли бесплатные альтернативы.

Например, можно не ездить по платной М11, а ездить по бесплатной М10. Но, чтобы не стоять часами в пробках, лучше объехать по платной трассе Вышний Волочек — участок с 258 км по 334 км. Заплатить придется всего 780 ₽, а выиграете несколько часов.

Пользуйтесь калькуляторами и сайтами компаний-собственников платных дорог для расчета стоимости проезда. Используйте мобильные приложения и следите за скидками. Не забудьте перед поездкой пополнить счет транспондера и заправить полный бак. Заправок на платных трассах мало, и если встанете, потеряете много времени.

+100500 советов экономии без ущерба для жизи, итайте в Life Profit:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц