В пригородах петербурга есть несколько прекрасных дворцово-парковых ансамблей, которые раньше носили гордый статус Императорской загородной резиденции. Сегодня я предлагаю вам познакомится с, наверное, самой уютной из них. Это Павловск.
Удивительно, как в любую погоду и в каждое время года Павловск выглядит по-разному, но всегда интересно! А все из-за того, что строили его с искренней любовью. Но кто? Давайте окунёмся в историю этого замечательного места!
Дата основания Павловска зафиксирована не только в документах последней трети XVIII века, она начертана на барельефе специально воздвигнутого обелиска в честь этого исторического события: "Павловское начато строить в 1777 году". А вот история этих мест начинается куда раньше...
Павловск, как и другие пригородные ансамбли южного побережья Финского залива, расположен на землях, которые с середины IX века принадлежали Господину Великому Новгороду, вечевой республике Древней Руси.
Затем эти территории вошли в состав централизованного Русского государства со столицей в городе Москва, а после событий Смутного времени и войны со Швецией в 1617 году, они отошли в пользу шведов.
И вот в 1700 году начинается Северная война, которая продолжается 21 год, а заканчивается подписанием в 1721 году Ништадского мирного договора.
Но хотелось бы выделить один из эпизодов той самой войны: победа русских отрядов над шведскими в 1703 году на реке Славянке. Здесь русский отряд под командовнием окольничего, ладожского воеводы Петра Матвеевича Апраксина, захватил земляное укрепление (редут), возведенное по указу отступающего шведского генерала Крониорта на холме, там, где сливаются река Славянка и Тызва. В 1779 году на этом месте построили дачу для Великого князя Павла Петровича "Мариенталь", позже здесь появилась крепость "БИП", а о победе над шведами напоминала бронзовая мемориальная доска у входа в эту самую крепость. Но до этой части истории мы с вами дойти еще не успели! Давайте все-таки по порядку!
Интенсивное освоение отвоеванных земель, строительство новой столицы России и загородных царских и вельможных дворцов, особенно резиденции Екатерины I (Царского Села), послужило превращению окрестных лесов, которые изобиловали дичью, в охотничьи угодья царского двора.
Здесь по традиции, идущей от московских князей, устраивались различного вида охоты. Особенно многолюдные охотничьи выезды любила Екатерина II, которую сопровождала свита, егеря, ловчие и стаи гончих собак. Для отдыха в часы охоты на возвышенном берегу Славянки построили два небольших бревенчатых охотничьих домика. В их шутливых названиях "Крик" и "Крак", свидетельствуя о назначении, угадывается звукоподражание крикам птиц.
Но все же самый интересный период истории Павловской резиденции начинается в 1777 году. Тогда произошло важнейшее для царствующей фамилии событие: у Павла Петровича и Марии Федоровны родился первенец, Великий Князь Александр Павлович, будущий Император Александр I.
Царствующая императрица Екатерина II, не любившая своего сына, ждала появления на свет наследника престола, который бы был продолжателем ее дел. Она была так рада появлению на свет маленького Александра, что сделала супружеской чете щедрый подарок: 362 десятины леса и пахотной земли и 117 крепостных душ деревень Линна и Кузнецы, располагавшихся в пяти километрах от Царского Села.
Весной 1778 года начались работы по устройству усадьбы Его Высочества. Первоначальный замысел был отмечен небольшими масштабами и скромностью. Для проживания Павла Петровича и Марии Федоровны к 1779 году за счет царствующей императрицы Екатерины II построили два деревянных двухэтажных дома-дворца "Паульлюст" и "Мариенталь".
Паульлюст был возведен на высоком правом берегу Славянки. Его разобрали после строительства Большого каменного дворца. Мариенталь же был устроен на месте старых шведских укреплений при слиянии Славянки с речкой Тызвой. Впоследствии перестроен в крепость Бип (Бастион Императора Павла).
В соответствии с общеевропейской модой на пейзажные парки велись работы по изменению берегов реки Славянки, строились запруды, плотины и каскады, деревянные мостики. Заболоченные места осушались, прокладывались и обсаживались аллеи. Многие замыслы по благоустройству и планировке резиденции шли от Марии Федоровны, стремившейся воспроизвести образы и картины тех мест, где прошло ее детство и отрочество.
Молодая княгиня была страстной любительницей садоводства, поэтому она сама устроила в создающемся парке многочисленные цветники и клумбы. Но художественный смысл все паркострительные работы приобрели лишь тогда, когда здесь появился Чарльз Камерон.
На самом деле, поручив своему любимому придворному архитектору Чарльзу Камерону заняться разработкой проекта дворца и парка села Павловское, императрица Екатерина II сделала царственный подарок молодой семье.
Именно этот архитектор вложил самый первый смысл в этот дворцово-парковый ансамбль. Интересно, что некая поэтическая духовность, сохранившаяся в Павловске до сих пор, характерна была для творчества именно Чарльза Камерона.
Этот зодчий работал над созданием ансамбля Павловска с 1779 по 1786 года. Этот период смело можно назвать первым периодом формирования дворцово-паркового ансамбля Павловск.
Однажды поздней осенью 1779 года Чарльз Камерон посетил село Павловское, место. где ему предстояло в скором времени создать новую загородную резиденцию наследника престола. И в это место зодчий влюбился буквально с первого взгляда, почувствовав красоту русского северного пейзажа.
Камерон с большой любовью взялся за оформления села Павловского. Но архитектор не терпел спешки! Он долго вынашивал идеи, стремясь к основательности. Но с сентября 1781 года архитектору пришлось общаться с заказчиками не лично, а по переписке. Дело в том, что в течение четырнадцати месяцев Павел Петрович и Мария Федоровна путешествовали по европейским странам. Время Гранд-Тура (так называлось то самое путешествие) пришлось на период закладки, строительства и начала отделки дворца.
А вот граф и графиня Северные (под такими псевдонимами путешествовали по Европе Павел и Мария), которые в путешествие отправились в том числе в образовательных целях, знакомились с произведениями искусства разных мастеров, узнавали придворные традиции и обычаи, а также делали значительные закупки в антикварных лавках, различных мастерских. Все эти приобретения предназначались для благоустройства интерьеров в новом дворце в Павловском. Но проблема была в том, что все это расходилось с замыслами Чарльза Камерона.
В 1784 году, к рождению первой внучки, Екатерина II делает на радостях еще один царственный подарок: во владение наследника престола переходит имение бывшего фаворита императрица Григория Орлова в Гатчине. И с того момента Гатчинский замок стал любимым местом пребывания Павла Петровича. А вот Мария Федоровна с еще большим трепетом стала относиться к Павловску. Княгиня словно пыталась конкурировать в творческом плане с архитектором и обстановка все больше накалялась. В итоге Чарльз Камерон был отстранен от работ в 1786 году, а его заменил помощник, Винченцо Бренна. Но, не смотря ни на что, начало ансамблю, данное Чарльзом Камероном сохранилось. Он определил направление дорожек, выбрал точки для постройки павильонов, нашел единственные в своем роде способы раскрытия пейзажа.
Но в истории Павловска фигурирует имя еще одного, уже чуть выше мной упомянутого, мастера - Винченцо Бренны. Этот мастер был наделен каким-то особенным декоративным чутьем Сначала он был приглашен Марией Федоровной в качестве декоратора интерьеров.В 1783 году Бренна приступил к росписи одного из залов. Он импонировал Павлу Петровичу тем, что шел навстречу малейшим пожеланиям, ведь это позволило наследнику престола в определенных рамках преодолевать ущемленное самолюбие. Можно сказать, что Винченцо Бренна стал неоценимым выразителем затаенных чувств Павла Петровича, чем и объясняется его блистательная карьера: за непродолжительное время он стал первым архитектором императора и действительным статским советником.
Если участие Винченцо Бренна в оформлении дворцовых интерьеров сильно изменило их первоначальную художественную содержательность, то его влияние на пейзаж парка сказалось в придании ему возвышенной торжественности и суровости, удачно контрастировавших с мягкостью и лиризмом композиций Чарльза Камерона. Бренна значительно увеличил территорию парка, давая ему тем самым поистине российский императорский размах. Парк, можно сказать, стал более монументальным благодаря монолитным арочным каменным мостам с вазами и скульптурами, массивными многоярусными лестницами на склонах и другим элементам архитектурного убранства.
В период с 1796 по 1800 год Павловск, получивший статус города, переживал второй период своего становления. Дворец расширялся, парк хорошел. Павловск стал одной из загородных резиденций императора Павла Петровича.
После ухода из жизни Павла для Павловск открывается новая страница истории. Никаких больше шумных мероприятий большого света здесь не происходило. В спокойствии здесь продолжала жить вдовствующая императрица Мария Федоровна.
10 января 1803 года в Павловском дворце случился страшный пожар, уничтоживший практически весь дворец, который, конечно, нужно было восстанавливать. И тут в истории Павловска появляется еще один архитектор - Андрей Никифорович Воронихин. Талантливый зодчий не просто врнул дворцу прежний облик, но и внес в его убранство некоторые изменения, сделавшие интерьеры еще интереснее.
Не менее значимым был вклад Карло Росси, архитектора, который стал создателем библиотеки, носящей его имя. Объемом библиотечного зала над галереей Гонзаго Росси уравновесил общую композицию дворца. Это стало заключительным штрихом, существенно изменившим художественный строй самого большого сооружения Павловска.
Доминирующей фигурой третьего этапа формирования Павловска с 1800 по 1824 год стал художник-декоратор, выдающийся перспективист Пьетро Гонзаго. Этот итальянец очень тонко чувствовал красоту. Он воспринимал природу как творение Всевышнего и уме видеть и раскрывать все интонации и пластические формы русского пейзажа. С 1799 года он жил в Павловске, где его обязанностью была роспись интерьеров дворца и павильонов. Но более всего дарование Пьетро Гонзаго раскрылось в работах по преобразованию парковых пейзажей.
В 1828 году умирает Мария Федоровна, единовластная хозяйка дворца и парка. Тогда же и завершились все капитальные работы по формированию этой загородной резиденции. С того момента дворцово-парковый ансамбль приобретает мемориальный характер. Хотя Павловск и сохранил роль одного из культурных центров России.
Безусловно, Павловск является творением великих зодчих, скульпторов, художников, садоводов и других мастеров. Но ни в коем случае нельзя забывать о роли, которую сыграли первые владельцы - Великий князь, а затем император всероссийский Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна. Их вкусы, требования придворного этикета во многом определили образ и облик Павловского ансамбля.
Но почувствовать всю красоту и монументальную торжественность этого особенного места можно только прогулявшись по многочисленным аллеям Павловского парка.