Найти в Дзене
DM_812

Куда уходят и откуда вернутся триллионы в туризме? Первая российская "пятёрка"; свой "Диснейленд", российский "Куршавель" и единый бренд.

В отличие от небольших тропических стран, в России туризм никогда не будет значимой долей в общем объёме ВВП. И те 4-5% о которых сейчас говорят в качестве ориентира, вероятно, та объективная доля, которая будет сохраняться на этом уровне. При условии роста в абсолютных цифрах. Почему сейчас вдруг такое внимание этой теме и такой объём, как прямых инвестиций, так и различных мер государственной поддержки?
О некоторых крупных проектах: своя сеть отелей; свой "Диснейленд"; российский Куршавель; единый туристический бренд.

«Ключевая задача, которую мы призваны решить совместными усилиями федерального центра, регионов и инвесторов. Такая синергия создаст качественный сервис и инфраструктуру, но главное – сможет вызвать положительные эмоции у россиян, особенно у семей с детьми», – добавил Вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
«Ключевая задача, которую мы призваны решить совместными усилиями федерального центра, регионов и инвесторов. Такая синергия создаст качественный сервис и инфраструктуру, но главное – сможет вызвать положительные эмоции у россиян, особенно у семей с детьми», – добавил Вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Надо сказать, что разговор о туризме даже с точки зрения внутренних потоков явление новое и от того необычное. Ещё недавно отдых внутри страны считался уделом откровенных фанатиков и невыездных. Готовых платить огромные деньги за сомнительный сервис.
Но ситуация меняется. Не только в части предложения и того самого сервиса, но и запроса туристов. Классический "
тюлений отдых" уходит на второй план. И касается это не только российских туристов. Готовых платить, но за нечто большее, чем "персональный лежак на пляже".

Графическое изображение стереотипов о России. Не так мало! Что на счёт географии, способной лучше раскрыть эти стереотипы? Вот набор из нескольких направление: «Байкальская слобода» (Иркутская область); «Долина Айна» (Сахалинская область);  «Белокуриха Горная» (Алтайский край);  «Казань марина» (Республика Татарстан);  «Кондуки» (Тульская область)
Графическое изображение стереотипов о России. Не так мало! Что на счёт географии, способной лучше раскрыть эти стереотипы? Вот набор из нескольких направление: «Байкальская слобода» (Иркутская область); «Долина Айна» (Сахалинская область); «Белокуриха Горная» (Алтайский край); «Казань марина» (Республика Татарстан); «Кондуки» (Тульская область)

Сегодня есть много программ и проектов с государственным участием. Наиболее обсуждаемый - "Пять морей и озеро Байкал". На днях вице-премьер Дмитрий Чернышенко провёл заседание подкомиссии по реализации туристических инвестпроектов федерального значения, совместно с руководством Туризм.РФ, Минэкономразвития и регионов. Ключевой темой стало создание в России 10 круглогодичных морских курортов («Пять морей и озеро Байкал»).
Реализация этого проекта должна увеличить турпоток на 10 млн. туристов в год, а номерной фонд увеличиться на 73500 номеров. Государство готово инвестировать в эту историю свыше 103 млрд. рублей. Но существенно больше инвестирует частный бизнес - до 1,5 трлн. рублей. И это только один из многих проектов, пусть и значительный на общем фоне. На первом этапе проект предполагает строительство курортных кластеров
«Новая Анапа», «Белая Дюна», «Санкт-Петербург марина» и «Байкальская слобода».

Не только большие роскошные отели, но и такие аутентичные глэмпинги появляются в разных местах. И с точки зрения законодательства подобные комплексы гораздо легче реализовать. Этот находится на берегу Финского залива между Приморском и Зеленогорском. // фото автора
Не только большие роскошные отели, но и такие аутентичные глэмпинги появляются в разных местах. И с точки зрения законодательства подобные комплексы гораздо легче реализовать. Этот находится на берегу Финского залива между Приморском и Зеленогорском. // фото автора

В текущем 2024 году ряд регионов получит дополнительное финансирование на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры. Распоряжение о перераспределении на эти цели более 4,4 млрд рублей подписал Михаил Мишустин.
Инфраструктура является главной проблемой развития удалённых, но привлекательных с точки зрения туризма мест. Тот импульс, который даёт реализация крупных туристических проектов неизбежно отразится и на социально-экономической среде и местных жителях таких мест.

Но давайте от общего, к конкретике.

-4

Конечно, каждый из вас слышал все эти модные названия мировых сетей отелей. Есть они и у нас. Более того, даже некоторые из тех, что корнями уходят в советское прошлое, сегодня обрели второе импортное название и управляются одной из сетей.
А что мы?
В этом году на федеральной территории Сириус откроется первый пятизвёздочный отель под российским брендом. Инвестор вложил в проект порядка 25 млрд руб., поставив цель создать современный, отвечающий всем технологическим и экологическим нормам и требованиям пятизвездочный отель. Он получил название Mantera Supreme и включает в себя 400 номеров и 319 резиденций на территории общей площадью 51 700 кв. м.
В планах компании развивать сеть отелей в различных регионах присутствия не только максимальной категории, но более скромные 4 и 3*.

Не многие бывали лично, но сложно найти тех, кто бы не слышал о "Диснейленде". Это один из мировых брендов индустрии развлечений для детей! Привлекающий в регионы присутствия миллионы туристов.
В России реализуется свой проект. "
Сочи Парк" и он представляет собой масштабный парк развлечений, где каждый год открывают 1-2 новых аттракциона. К примеру, в этом году таким стал "Соловей разбойник". Инвестиции только в один такой аттракцион от миллиарда до 2,5 млрд. рублей. Но эта сумма связана и с тем, что начинка иностранного производства.
Однако под влиянием обстоятельств поставлена задача делать ставку на своё и не хуже. Что стимулирует развитие совершенно новой отрасли!
"Сочи Парк" уже достаточно раскрученное место, а вскоре появятся ещё несколько.
Один в Приморье на острове Русский во Владивостоке. Предварительный объём частных инвестиций составляет порядка 27 млрд. Управляющая компания рассчитывает на миллион туристов в год.
Ещё один подобный проект должен быть реализован в центральной России. Также существует проект современного парка развлечений в Ялте.

-6

Название "Куршавель" тоже знакомо практически каждому русскому человеку. Всё благодаря некоторым нашим соотечественникам, кто с размахом и "на широкую ногу" отдыхал в тех местах. Не забывая делиться кадрами в социальных сетях. Место стало именем нарицательным и не с лучшим Будь это спортсмены, представители шоу-бизнеса и просто бизнеса. И всё же Куршавель - это прежде всего горнолыжный курорт, а потом уже вот это вот всё. Сам Куршавель всего лишь раскрученный город крупнейшего в мире горнолыжного курорта "Три долины", расположенного на стыке границ трёх стран: Италии, Франции и Швейцарии. Впрочем, что я всё о них.
Ведь у нас реализуется свой горнолыжный курорт "Три Долины". Сочинская Красная поляна после Олимпийских игр 2014 стала одним из самых раскрученных и популярных направлений в России. Кроме этого масштабные проекты реализуют в Архызе и Лагонаки!
Ну а дорогими игристыми винами отдыхающих готовы обеспечить российские винодельни.
Это всего лишь один, хотя и крупный проект в южной части нашей страны. Но есть и другие. Шерегеш, Алтай, Сахалин...

-7

О едином бренде "Сделано в России" я рассказывал много раз. Под его эгидой собраны разнообразные продукты, созданные и произведённые в России. Как насчёт единого туристического бренда, который бы позволил продвигать отдых в России в единой концепции?
Минэкономразвития не так давно учредил такой: Discover Russia. Именно под этим брендом Россия будет продвигать себя на мировых рынках. Начав с тех направлений, где и аудитория платёжеспособная. И люди готовы ехать. Первая четвёрка сегодня выглядит так: КНР, Саудовская Аравия, ОАЭ и Индия. При этом второе и третье место с коммерческой точки зрения гораздо ценнее остальных. Что важно, все они предпочитают активный отдых, много перемещений по стране. А не ту "российскую классику":
добраться до отеля всё включено и не вылезать за его пределы все дни отпуска. Таким образом экономический эффект от привлечения таких туристов гораздо выше.

Впрочем, в целом в России сделана ставка именно на внутренний и особенно семейный туризм. Где тоже многое ещё предстоит сделать.
Сегодня общий объём туристических поездок достигает 80 млн. К 2030 году в планах увеличить его до 120 млн. И судя по масштабу и охвату - это вполне возможно. Как возможно и занять заметное место на мировой туристической карте. Подвинув тех, кто давно уже достиг своего потолка.

Делитесь своими мыслями в комментариях. Жмите палец вверх, если время потраченное на прочтение потрачено не зря. Подписывайтесь, если интересен мой авторский и местами предвзятый взгляд на происходящие в мире события.

Дмитрий Матвеев || DM_812