Найти в Дзене
Читай с Э.Б.

Как императрица и великие княжны ухаживали за собой

Александра Федоровна воспитывалась в скромности гессенского дворца. Превыше всего она ставила чистоту и ухоженность, считая попытки других женщин прихорошиться за счет косметики и модных причесок излишними и поверхностными. У Александры Федоровны было два парикмахера Павел Петрович Пинассо и Генрих Генрихович Делакруа. Статус императрицы обязывал. На официальные приемы и выходы свет приглашался один из этих мастеров, все остальное время Александра Федоровна укладывала волосы самостоятельно. "К ее рыжевато-золотистым волосам никогда не прикасались щипцами для завивки, она предпочитала самую простую прическу и только по праздникам и важным приемам изменяла своему обыкновению и позволяла себе более замысловатую" Из воспоминаний Лили Ден Генрих Генрихович Делакруа владел успешным салоном модной одежды на Большой Морской улице, 19 в Санкт-Петербурге. Здесь клиентам делали стрижки, маникюр, массаж лица, продавали красивые шляпки, шиньоны и отдельные локоны для создания причесок. Однако вско

Александра Федоровна воспитывалась в скромности гессенского дворца. Превыше всего она ставила чистоту и ухоженность, считая попытки других женщин прихорошиться за счет косметики и модных причесок излишними и поверхностными.

У Александры Федоровны было два парикмахера Павел Петрович Пинассо и Генрих Генрихович Делакруа. Статус императрицы обязывал. На официальные приемы и выходы свет приглашался один из этих мастеров, все остальное время Александра Федоровна укладывала волосы самостоятельно.

-2
"К ее рыжевато-золотистым волосам никогда не прикасались щипцами для завивки, она предпочитала самую простую прическу и только по праздникам и важным приемам изменяла своему обыкновению и позволяла себе более замысловатую"
Из воспоминаний Лили Ден

Генрих Генрихович Делакруа владел успешным салоном модной одежды на Большой Морской улице, 19 в Санкт-Петербурге. Здесь клиентам делали стрижки, маникюр, массаж лица, продавали красивые шляпки, шиньоны и отдельные локоны для создания причесок. Однако вскоре магазин трансформировался в салон красоты, как бы мы назвали его сейчас, и слава Делакруа, как мастера по прическам, разошлась по всему Петербургу и привлекла внимание царской семьи. Еще при жизни царя Александра Третьего Делакруа стал поставщиком императорского двора, а чуть позже личным парикмахером императрицы Марии Федоровны.

Генрих Генрихович Делакруа (?) укладывает волосы Александры Федоровны, 1913 г.
Генрих Генрихович Делакруа (?) укладывает волосы Александры Федоровны, 1913 г.

В отличие от своей невестки, Мария Федоровна была той еще модницей. Она пристально следила за всеми новыми веяниями, выбирала дорогие ткани, самые последние фасоны и не скупилась на гардероб. С таким же вниманием она относилась к аксессуарам и прическам. Стоит ли упоминать модный триумф, когда они с сестрой Александрой тайно пошили одинаковые наряды для встречи при английском дворе?

Мария Федоровна и Александра, королева Великобритании
Мария Федоровна и Александра, королева Великобритании

Более искушенного клиента трудно было представить, но Делакруа смог угодить Ее величеству. Позже он "по наследству" перешел и к младшей императрице. Делакруа посещал Александру Федоровну в самых торжественных случаях, новая императрица отдавала предпочтение Павлу Петровичу Пинассо, тоже французу и парикмахеру во втором поколении. Его отец, Пьер-Луи Пинассо, владел парикмахерской "Люсьен" на Невском проспекте.

Александра Федоровна предпочитала скромные прически, главным достоинством которых считала аккуратность. Макияжа она избегала, могда припудрить лицо для фотографирования и на официальных мероприятиях. Известен случай, когда императрица мягко упрекнула фрейлину за использование румян и слишком узкий, модный покрой юбки. А еще ей не нравились полированные ногти. В плане маникюра определяющим тезисом, опять же, была "аккуратность".

-5

Однако Александра Федоровна хорошо разбиралась в парфюмерии и предпочитала тонкие цветочные ароматы, в том числе аромат сирени и ландыша, которые идеально подходили к ее сдержанным, элегантным нарядам.

"Ее величество любила все виды цветов, но особенно лилии, магнолии, глицинии, фрезии и фиалки. Любовь к цветам сродни любви к духам, и Ее величество не была исключением. Из духов она предпочитала "Белую розу" парфюмерной компании "Аткинсон". По ее словам, они были прозрачными, без каких-либо примесей и бесконечно ароматными. В качестве туалетной воды она использовала вербену".
Из воспоминаний Лили Ден

-6

Как и Александра Федоровна, ее дочери предпочитали легкие цветочные ароматы от Coty. Ольга обожала духи "Rose Thé", Татьяна — "Jasmin de Corse", Мария копировала мать в своих ароматических предпочтениях, используя духи "Lilas", Анастасия использовала "Violette".

-7

Многие из этих ароматов после революции пережили свое второе рождение. Вот только пользовались ими уже не царские особы, а простые девушки. Так туалетная вода Марии Федоровны "Любимый букет императрицы", созданная специально для нее, до сих пор продается в парфюмерных магазинах. Она известна широкой публике, как "Красная Москва".

Это тоже интересно: