Пока группа Sabaton не спешит радовать фанатов новым творчеством, уже практически очевидно, что в этом году нам светит, максимум сингл под новый год, а возможно только анонс сингла. 2024 год для группы юбилейный – 25 лет, отметить это событие ребята решили путем разбора своей дискографии за эти годы. Помимо воспоминаний об альбомах, группа выпускает эксклюзивные материалы, мерч и даже собирается выпустить концерт в формате для кинотеатров.
Вот и я решил кратко пробежаться по дискографии и расставить альбомы по принципу от худшего к лучшему, конечно, это субъективное мнение старого фаната, соглашаться с ним совершенно необязательно.
Fist for Fight/ Metalizer (2001/2007) – по праву считаются худшими релизами, выходили они парой, вот и судить их будем парой. Про данный релиз я писал отдельную статью, но кратко повторюсь.
Основные проблемы – отсутствие военно-исторической тематики (которая прославила группу), сырое звучание, посредственный материал, слабые вокальные партии. Про данную пару альбомов можно в лучшем случае сказать, что у группы есть потенциал на будущее, но не более.
The Last Stand (2016) – если с предыдущей позицией все понятно, то сейчас будет несколько альбомов, которые достаточно любимы новыми фанатами и порицаемы старыми. И самый спорный это The Last Stand – это классика Сабатоновского фастфуда среднего периода творчества, короткие супермелодичные треки, разве что "Hill 3234" смотрится инородно. В основном все песни бодрые и бездушные. Саунд мягкий, явно рассчитанный на широкую публику, иногда даже чересчур как в «Blood Of Bannockburn». Альбом не лишен хитовых треков «Shiroyama» или «Winged Hussars», но тематики даже этих хитовых треков не раскрыты, в 3 минуты особо лирики не впихнешь. Также впервые группа решила составить альбом, где большая часть песен не по военным конфликтам последнего столетья и не могу сказать, что группа от этого выиграла.
Heroes (2014) – первый максимально мейнстримовый альбом, про него можно написать все то, что я написал про The Last Stand, но Герои вышли раньше и он по Второй мировой войне. Так как он вышел раньше, я его ставлю чуть выше последователя. Я тут оговорюсь, почему я считаю тематика военных конфликтов последнего столетия это плюс альбому, потому что именно это и сделало Sabaton популярными, они выгодно отличались от других команд, которые пели про викингов, греко-римлян и крестоносцев, потому что современные конфликты гораздо сильнее цепляют чем то, что было много веков назад, плюс это не так заезжено, как прочие исторические темы. Минус Героям, это то, что героев выбирали, по географическому признаку, а не по масштабам геройств, чтобы приезжая в далекие страны типа Бразилии или Австралии, можно было бы поиграть на патриотизме местных.
The War to End All Wars (2022) – сиквел альбома The Great War (2019) который никто не просил. Очевидно было, что ожидания публики по отношению The Great War оказались завышены, ну не получилось у группы передать хтоническую тяжелую атмосферу Первой мировой, поэтому было странно получить второй альбом подряд на ту же тематику. Тут было несколько причин, тур The Great War был прерван из-за Пандемии, Sabaton потеряли много денег, поэтому, чтобы не тратить дополнительные средства, группа оставила старое шоу и сцену, достала несколько песен не вошедших в The Great War, добила парой новых и получился The War to End All Wars, который продолжает один в один стилистику альбома The Great War, нет работы над ошибками, нет новых музыкальных ходов, по сути альбом одного хита - "Christmas Truce", остальное типичный Sabaton который начался с Heroes .
The Great War (2019) – этот альбом ждали, тема Первой мировой группой не раскрыта, а также надеялись, что после пластикового The Last Stand группа подарит нам что-то новое. Люди ждали эпичные, мрачного и пропитанного безысходностью и ужасами окопной войны полотна. Но нет, по итогу получился The Last Stand, только о Первой мировой. И не сказать, что релиз плохой, просто он не смог стать особенным, он как конфета в красивой обложке (обложка, кстати топовая), развернув которую понимаешь, что на вкус она просто норм. А еще ты понимаешь как за 10 лет изменился настрой и посыл песен, если раньше группа действительно задавала мрачную атмосферу, в которой ты понимаешь, что война — это плохо, сейчас у Сабатон война — это весело, особенно если ты смелый, ловкий и умелый, как герои их последних релизов. К минусам также можно отнести просевший вокал Йоакима, видно, что его вытягивали на аппаратуре, на живых выступлениях ему и вовсе сейчас тяжко приходится.
Primo Victoria (2005) – первый альбом в том самом стиле Sabaton за который мы полюбили группу. Пафосные клавишные, хоры, тяжелые мощные гитарные рифы, смелые тексты. И конечно суперхит - "Primo Victoria". Послушайте "Stalingrad" – это не хитовая песня, но разве она не передает атмосферу Сталинградской битвы? "Reign Of Terror" и "Panzer Battalion" про войну в Ираке - ребята не боялись занимать сторону конфликта, а пели про то, что их цепляло. Это нормально, что вы можете не соглашаться с посылом этих песен или «Counterstrike» или прочих, но видно, что группа была молодой, не испорченной шоубизом и могла себе позволить быть искренней, поэтому альбом слушается круто. К минусам можно отнести, сыроватое звучание, проблемы Metalizer никуда не ушли.
Attero Dominatus (2006) - логическое продолжение предыдущего альбома, такой же тяжелый, мощный, бескомпромиссный и честный. "Rise Of Evil" – великолепный эпичный и мрачный трек о становлении нацистского режима в Германии, песня длинной 8 мин. 19 сек., это называется, когда реально хочешь раскрыть тему, начиная с Heroes таких песен больше не будет. "In The Name Of God" – проклятия в адрес террористов и радикального ислама, сейчас такой трек просто бы не вышел. Звук стал лучше, но еще не на пике, шероховатости записи хорошо слышны. Тут есть даже песня аналог Primo Victoria - "Attero Dominatus". Этот альбом вместе с предыдущим стали отличным фундаментом к будущему успеху. Дальше тройка лидеров.
Coat of Arms (2010) – это как раз пример идеального сиквела, в данном случае к альбому The Art of War (2008), альбом полностью посвящен Второй Мировой войне, на нём есть ряд хитов, качество записи просто ласкает слух, наконец у группы появляются бюджеты, и они способны обеспечить качественный продакшн альбому. В поддержку альбома выходят два отличных клипа на песни Uprising и Screaming Eagles, которые и сейчас являются едва ли не лучшими в видеографии. Из минусов можно выделить определенную вторичность по отношению к The Art of War и стерильность, острых тем группа больше поднимать не будет, чтобы не вредить бизнесу.
The Art of War (2008) – на данном альбоме группа сделала качественный скачок в уровне записи относительно Attero Dominatus (2006), да и в целом это один из лучших альбомов в дискографии, он прямо набит хитами, при этом он все еще жесткий, группа еще не начала смягчать звучание и не вступила в гонку за коммерческим успехом. Музыкальный шквал обрушивается на слушателя как бронетанковая дивизия с первого трека и ты понимаешь, что дальше будет только лучше. Кстати, один трек "The Price of a Mile" уделывает оба альбома The Great War и The War to End All Wars, она тоже о Первой мировой, но при этом она сделана как надо и предает именно ту атмосферу, которую должна. The Art of War — это пример смелого, качественного, хитового, но еще не совсем коммерческого релиза, альбом после которого о Sabaton заговорили металлисты во всем мире.
Carolus Rex (2012) – конечно, именно этот альбом я поставил на место лучшего, ему я посвятил отдельную статью, где постарался объяснить почему именно он является особенным. Качественный уровень в музыкальном плане был достигнут уже на двух прошлых релизах, поэтому тут стояла задача сделать не просто качественный, а особенный материал. И у них это получилось, они сыграли и спели честно, без прикрас о взлете и падении Шведской Империи, о победах и поражениях, о военных преступлениях и героизме, о тяжком бремени солдат и гордыне, разрушающей государства. Это честный и личный альбом для музыкантов, он может не зацепить с ходу, как The Art of War, но если прослушать его вдумчиво, то раскроется его глубина.
Вот такая последовательность альбомов вышла у меня, а какой бы она получилась у вас?