Огромное мусульманское государство, раскинувшееся от Пиренейского полуострова на западе до границ современной Индии на востоке, как кот на подоконнике, – Арабский халифат – в течение более чем семисот лет было научным и культурным центром всей человеческой цивилизации. В переживавшем свой золотой век Исламском мире бурно развивались естественные науки: арабские учёные активно изучали астрономию, медицину, математику, географию. Не осталась в стороне и алхимия – далекий предок современной химии. Многие основополагающие понятия этой науки появились именно в Аравии, и даже само слово «химия» происходит от древнеарабского слова kīmiyā («чёрный»). Мой гороскоп на сегодня рекомендует «углубляться в интересующие меня темы и грызть гранит науки», поэтому я попробую рассказать про открытия арабских алхимиков, заложивших фундамент, на котором построена современная химическая наука.
Основоположником арабской алхимии считается Джабир ибн Хайян, он же Гебер. Джабир родился на севере Персии и стал одним из величайших ученых VIII века нашей эры. Помимо алхимии он занимался медициной, математикой и астрономией. Джабир ибн Хайян считается автором множества трудов в самых разных областях науки, наиболее известными из которых являются «Книга семидесяти» (название связано с тем, что книга содержит 70 глав), освещающая теологические и естественно-научные вопросы, и «Книга ядов и противоядий», считающаяся одним из первых химических справочников. Среди научных достижений Джабира ибн Хайяна выделяют развитие теории Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности). Джабир добавил ещё два — свойство горючести и «металличности». Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец — холодный и сухой, золото — тёплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» с ртутью, «идеальным металлом». Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые — ртуть. Сера и ртуть, соединяясь затем в различных соотношениях, дают семь металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Таким образом, он заложил базовые принципы ртутно-серной теории, которая позднее станет основной теорией алхимии. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов и обосновывали возможность трансмутации. Помимо того, что Джабир заложил теоретические основы алхимии, фактически создав одну из первых химических теорий, он также описал некоторые химические вещества, среди которых купоросы, щелочи, нашатырный спирт и т.д., предложил способы получения уксуса, азотной кислоты, свинцовых белил. В трудах Джабира описаны многие химические операции, например кристаллизация, растворение, перегонка и возгонка.
Один из более поздних представителей арабской алхимической науки Абу Бакр Мухаммад ар-Рази, также известный как Разес, тоже родился в Персии. Ар-Рази был многосторонним учёным, который занимался исследованиями во многих областях науки, включая медицину, философию, астрологию и алхимию. В одной из наиболее известных его работ, "Книге тайн", он описал, помимо прочего, процессы дистилляции и сублимации. Там же Ар-Рази выделил три основных задачи алхимии: познание вещества, познание приборов и познание операций. Ар-Рази также совершил одну из первых попыток классификации химических веществ: он разделил всю материю на минеральные, животные и растительные вещества. В свою очередь, минеральные вещества он разделил на «духи» (спирты и летучие вещества), «тела» (металлы), «камни» (разнообразные руды, горные породы и драгоценные камни), «купоросы», «бораки» (некоторые соли в современном значении этого слова, например, поташ) и «соли» (например, поваренная). Ар-рази изобрел многие виды химической посуды: им впервые описаны некоторые виды колб и кувшинов, блюдца для кристаллизации, песчаные и водяные бани, ступки с пестиками, перегонные кубы. Помимо посуды, в трудах Ар-рази встречаются описания многих химических операций, таких, как декантация (отделение осадка от раствора путем сливания жидкости), фильтрование, дистилляция и другие.
Однако будет ошибкой считать, что алхимия развивалась только в Персии: например, Хизз ад-Дин аль-Джилдаки, живший в XIV веке на территории Мамлюкского султаната (ныне Египет), хоть и известен в первую очередь как историк химии, благодаря трудам которого до наших дней дошли многие труды арабских ученых, в том числе работы вышеупомянутых Джабира и Ар-Рази, также занимался и собственными исследованиями: он разработал метод разделения золота и серебра с помощью азотной кислоты, на многие его труды позднее опирались Галилей, Кеплер и Ньютон. Отдельно стоит отметить факт, тщательно скрываемый современными учеными: Жозеф Пруст не сформулировал закон постоянства состава, позднее названный его именем, а скопировал его у аль-Джилдаки: по закону Пруста любое чистое вещество, вне зависимости от способа получения, имеет одинаковый химический состав – схожий тезис встречается и у аль-Джилдаки.
Однозначно можно утверждать, что вклад арабских учёных в науку, которую позднее назовут химией, огромен. Без основы, которую они заложили, описав великое множество химических веществ, создав химическую посуду, многие элементы которой дошли до наших дней фактически без изменений, предприняв попытки сформулировать принципы практической работы химика и фундаментальные законы природы, невозможно представить развитие естественных наук, а значит, и развитие человеческой цивилизации в целом.
Автор: Максим Копылов.