Найти тему
История в историях

Страна Берендеев. Предки русов и славян

Борис Ольшанский - Берендеи: Описание произведения Артхив artchive.ru
Борис Ольшанский - Берендеи: Описание произведения Артхив artchive.ru

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Почему - то принято считать, что берендеи – кочевое племя, воевавшее с Киевской Русью, а затем вынужденное под ударами половцев просить у русских защиты. «Берендеи, берендичи, берендии (др. русск. береньд; и, береньдичи, точная этимология не установлена (М. Фасмер Этимологический словарь русского языка) — тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI—XIII вв.). Выделились из огузов. (Берендеи // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973;1982.)»

Якобы в XII веке берендеи переселились вместе со многими славянами в Залесский край, помогая Юрию Долгорукому, а затем его сыну Андрею Боголюбскому.

Но по - нашему мнению распространение огромного количества топонимов в северо -восточной Руси в лесном крае не вяжется с берендеями – кочевниками. до сих пор сохранилось большое количество названий урочищ, болот, селений с производным от названия берендей.

Отметим, что земли, выделившихся изначально Тверского и Московского удельных княжеств, входили в Ростово – Суздальскую землю. На Клинской земле (сейчас Подмосковье, но изначально входила в Тверской удел) к югу от деревни Троицкое между реками Чернавка и Толмач находится урочище Берендеево болото. Чернавка раньше называлась рекой Астраганец. Еще в XVII – XVIII веках был Стан Берендеевский. Он находился: «между верховьями реки Истры и Сенежским озером в смежных местностях нынешнего Клинского и Звенигородского уездов Название сохранилось в названии села Пятницы-Берендеева. Происхождение названия, в первоначальной форме "Берендеева слобода" неясно. Первое известие - в духовной Дмитрия Донского.» В указанном месте в свое время был и Берендеев Монастырь.

Перейдем к Берендеевому болоту, которое находится во Владимирской области, в центре Суздальского черноземного ополья. Вот, что сказано в словаре Брокгауза и Ефрона, «в Александровском уезде Владимирской губернии, на границах Переяславского и Юрьевского уездов, длина 10 версты, ширина 4 – 5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей»

Берендеево болото (из интернета)
Берендеево болото (из интернета)

Краевед и исследователь В. Бокаев в статье «Тайны Берендея» писал еще в далеком 1980 году: «Загадки и тайны Берендеева болота будоражили умы исследователей ещё с конца XIX века. Такие исследователи, как Н. П. Макаров, М. И. Смирнов, В. И. Лествицин, Л. И. Гиммельман и другие предпринимали попытки к открытию загадочной Страны Берендеев, но безуспешно, пока летом 1964 года на торфянике не была обнаружена свайная стоянка эпохи неолита. С этого времени и начинается систематическое исследование и изучение Берендеева болота. За пятнадцать лет исследований мною, совместно с археологическими экспедициями, на торфянике открыто более двадцати поселений человека каменного века.»

Берендеево болото
Берендеево болото

Интересно, что все болотные археологические памятники: «Являются весьма отличимыми от многочисленных «наземных» памятников этого периода. Самыми древними оказались стоянки эпохи мезолита — среднекаменного века. Такие как Берендеево-3, Берендеево-7 и Берендеево-10. Летом 1979 года археологический отряд Верхневолжской археологической экспедиции под руководством доктора исторических наук Дмитрия Александровича Крайнова и доктора исторических наук Льва Владимировича Кольцова вели частичный раскоп на мезолитической стоянке Берендеево-3. Здесь, на небольшой площадке, было найдено искусственное сооружение — платформа, на которой селились люди, Нужно сказать, что это одно из самых древних сооружений, прототипов свайных построек, отнесено к финальному этапу эпохи мезолита.»

В 1979 году на Ивановских торфяниках, которые находятся «в западной части Ивановской области, на границе с Тверской и Ярославской областями, в овраге ручья Гремячка вблизи г. Плеса и озерно-болотной котловины, расположенной к западу и юго-западу от г. Тейково», «другой археологический отряд вёл раскоп ранненеолитической стоянки Берендеево-2а, где прослеживается явная тенденция развития ранненеолитической культуры на основе местных мезолитических поселений. Это одна из самых древних неолитических культур, ставшая известной в результате раскопок в 1972 году на Ивановском торфянике и названная первооткрывателями Д. А. Крайновым и Н. А. Хотинским «Верхневолжской».

На Берендеевом болоте, как теперь выяснилось, эта культура представлена стоянками Берендеево-2а, Берендеево-4, Берендеево-8 и Берендеево-16. Примечательно, что она дала развитие Дьяковской культуры неолита, а также Берендеевской археологической этнокультуры свайных поселений. Но самым значительным памятником является свайное поселение Берендеево-1, относящееся к Берендеевской свайной культуре, являющейся прототипом Волосовской культуры неолита.Именно на этом поселении в конце своего существования происходит слияние местных племён с пришлыми племенами эпохи неолита — фатьяновцами. (В. Бокаев «Тайны Берендея» http://pki.botik.ru/articles/z-bakaev1980.pdf)

Доктор исторических наук Дмитрий Александрович Крайнов (1904–1998) — археолог, крупнейший исследователь культур неолита и бронзы центра Русской равнины считал, что прослеживается антропологическая близость между волосовцами и фатьяновцами: «Анализ краниологических остатков из погребений позволяет определить антропологический тип носителей волосовской культуры. Определимые остатки со стоянок Сахтыш 1 и 2 отнесены Г.В. Лебединской и Р.Я. Денисовой к европеоидному антропологическому типу. Черепа из погребений 1, 2 стоянки Володары по определению М.М. Герасимова также принадлежали к европеоидному типу, а череп из Панфиловской стоянки отнесен к ярко выраженному европеоидному типу. Следует отметить близость антропологического черепа панфиловского волосовца и волосовца со стоянки Сахтыш 2 с фатьяновским антропологическим типом… Волосовцы принадлежали к этнической группе северных европеоидов, потомков населения верхневолжской культуры, являющейся основой волосовской культуры» (Д.А. Крайнов Волосовская культура: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987.».)

Но волосовская археологическая культура существовала с конца IV до рубежа III -II-го тысячелетия до н. э., а фатьяновская культура со второй половины III — сер. II тысячелетия до н. э., то есть волосовская археологическая культур старше фатьяновской культуры на 1.5 тысячи лет.

В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) написано: «ВОЛОСОВСКАЯ КУЛЬТУРА, ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра (куль­тур­но-ис­то­рич. об­ласть) позд­не­го не­оли­та и на­ча­ла эпо­хи ран­не­го ме­тал­ла (кон. 4 – ру­беж 3–2-го тыс. до н. э.) в лес­ных и ле­со­степ­ных рай­онах цен­тра Рус­ской рав­ни­ны и Ср. По­вол­жья. В нач. 20 в. В. А. Городцов по ма­те­риа­лам Во­ло­сов­ско­го и Пан­фи­лов­ско­го по­се­ле­ний на Оке вы­де­лил ге­не­тиче­ски свя­зан­ные куль­ту­ры эпох не­о­ли­та и ран­не­го ме­тал­ла … По­гре­бе­ния оди­ноч­ные и кол­лек­тив­ные (до 16 чел.) на по­се­ле­ни­ях, в жи­ли­щах, близ по­сёл­ков; вы­тя­ну­тые на спи­не, ре­же на жи­во­те и скор­чен­ные, по­сы­па­ны ох­рой; око­ло по­гре­бе­ний встре­ча­ют­ся ко­ст­ри­ща, че­ре­па мед­ве­дей; сре­ди ин­вен­та­ря – ук­ра­ше­ния из кос­ти, кам­ня, ян­та­ря, ред­ко ору­дия, по­су­да от­сут­ст­ву­ет. Со­су­ды с ок­руг­лым и пло­ским дном …

Ан­тро­по­ло­гический тип но­си­те­лей В. к. оп­ре­де­лён как се­вер­ный ев­ро­пео­ид­ный. В. к. сфор­ми­ро­ва­лась на ос­но­ве вал­дай­ской куль­ту­ры, лья­лов­ской куль­ту­ры, вол­го-кам­ской куль­ту­ры и др. В В. к. вы­де­ля­ет­ся неск. эта­пов и ло­каль­ных ва­ри­ан­тов (за­пад­ный, се­ве­ро-за­пад­ный, верх­не­волж­ский, ок­ский, сред­не­волж­ский, ток­ский и др.). На позд­нем эта­пе за­мет­но влия­ние фать­я­нов­ской куль­ту­ры…»

А откуда появилась сама Волосовская культура? Согласно исследованиям, проведённым антропологом Т.И. Алексеевой: «Краниологическая серия, датируемая волосовским временем, в значительно большей степени проявляет сходство с носителями верхневолжской культуры.» (БРЭ: «ВЕРХНЕВОЛЖСКАЯ КУЛЬТУРА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра ран­не­го не­оли­та в Верх­нем По­вол­жье и Вол­го-Ок­ском ме­ж­ду­ре­чье (кон. 6-го – 1-я четв. 4-го тыс. до н. э.). От­кры­та Д. А. Край­но­вым в 1972.) Т.И. Алексеева утверждает, что: «Картина формирования антропологических черт волосовского населения типична для всего ареала волосовской культуры. На примере погребений из Сахтышских стоянок отчетливо прослеживается преемственность населения на протяжении весьма длительного времени – от раннего неолита до энеолита. Эта преемственность уходит своими корнями в мезолит. Строго говоря, в данном случае антропология подтверждает точку зрения об автохтонности волосовцев. … Эти особенности строения скелета были унаследованы волосовским населением Русской равнины от своих верхнепалеолитических предков европеоидного антропологического типа (у неандертальцев скелетные особенности иного типа – близкого к монголоидному, кавказоидному или негроидному). Следует отметить, что выраженность этого – европеоидного – морфологического своеобразия достаточно стабильна на огромных пространствах Русской равнины.» «Происхождение русского народа по данным археологии и антропологии» https://runitsa.ru/publications/25/)

Время не стоит на месте при археологических раскопках появляются новые находки, а значит и новые данные. На сегодняшний день не известно. где образовалась древняя гаплогруппа R1a с субкладами Z280, М458, а также Z93, Б. Новицкий пишет: «Хотя известно, что первые сегодня обосновались на Русской равнине, вторые там же, а также западнее ее. Третьи же ушли на восток и юг Азии.». Так же о гидронимах он пишет: «Изучение гидронимии Русской равнины натолкнуло на сомнения, связанные с более концентрированием преобладанием древнеарийской гидронимии в основном восточнее ареала КШК. Это не только часть территории фатьяновской культуры, но территория севернее ее. Скажем, Архангельская область, Мурманская, Карелия, север Вологодской области, Ханты-Мансийской АО»

В Вестнике Академии ДНК-генеалогии. 17. 02. 2024 года А. Клёсов пишет: «Еще один важный вывод – что из 43 образцов с гаплогруппой R1a в КШК, из которых 6 образцов прошли глубже снипа Z645, и один прошел до Z280, ни одного не было линии Z645 > Z93. В то же время в фатьяновской культуре нашли множество образцов этой линии. Так что почти общепринятая концепция, что фатьяновская культура произошла из КШК, ломается. Поэтому нами условно предлагается вариант, что фатьяновская культура произошла из волосовской (5700 – 5000 лет назад, или IV – V тыс до н.э.)» (из статьи Бориса Новицкого «Концепция происхождения фатьяновской культуры из КШК «ломается»?» (https://dzen.ru/a/Zf03nCuDexqTm-u0)

Интересные доводы привел Александр Смирнов в статье «Берендеи»: «Берендеи – это утраченное прозвище русо - славян на территориях от Семивежья (Москвы), Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края. Народ этот славянского происхождения, и не просто даже славянского: это наши основные предки, ставшие родоначальниками русского народа. Их авторитет как воинов, был непререкаем в течение многих столетий. Киевские князья, имеющие на службе берендеев, смело вступали в битву даже с меньшими силами, побеждая практически всегда. Именно данный факт и вызвал раздражение и желание уничтожить память о берендеях, что противоречит он выстроенной теории происхождения немытых русов от европейских цивилизованных норманнов. В то же время следует признать, что берендеи – это не какой-то особый народ, или отдельная нация. Это именно русские, любящие присваивать различные прозвища: берендеи, берендичи, или даже просто беренды – в честь царя Берендея..».( Александр Смирнов «Берендеи» https://proza.ru/2016/09/11/715)

Слово берендей сложносоставное состоит из двух частей бер и дей- дий, бер – медведь, по одной из версий Дий – это: «Дый(он же Дий, Див)-Бог Ночного Неба ,имеющий способность превращаться в птицу-Див( из «слово о полку Игореве»).»

« … Славянские летописные народы (кривичи, поляне, вятичи словене и т.д.) исчезли со страниц истории в одну эпоху с народом меря. (добавим с весью, чудью и муромой). Именно и только славянские народы, объединившись в единый русских этнос, потеряли необходимость в своей более ранней племенной сепаратистской идентификации и утратил ее.

Все же финно - угорские народы в Руси, абсолютно все, сохранили свою неславянскую этническую идентификацию и сохранили свои языки до настоящего времени. Сама историческая судьба мерян (веси.чуди, муромы) убедительно свидетельствует, что это был славянский народ ..» (из эсс е «К вопросу о русско-славянском происхождении летописного народа меря» https://zdrager.livejournal.com/73411.html )

Берендеи так же укладываются в этот ряд и исчезают из упоминаний в летописях на рубеже XII – XIII веков: «Берендеи вхо­ди­ли в вой­ско ки­ев­ско­го кн. Святослава Всеволодовича, раз­гро­мив­шее по­лов­цев в 1183 году. По­след­ний раз Берендеи упо­мя­ну­ты в ле­то­пи­си под 1206 годом, как уча­ст­ни­ки по­хо­да на Га­лич объ­е­ди­нён­ных сил под ко­манд. ки­ев­ско­го кн. Рюрика Ростиславича и чер­ни­гов­ско­го кнВсеволода святославовича.(Большая Российская энциклопедия) Подчеркнем, что Рюрик Ростиславич собирал войско в Северо-Восточной Руси.