Санкции не стоят на месте, и частенько их волны докатываются до компаний, максимально далёких от политики. В марте 2024 года компания Softline заявила, что получила официальную информацию от Microsoft и Amazon о приостановке доступа на территории России к облачным продуктам Microsoft, Amazon и Google. Нас, разумеется, интересовало больше всего, что там будет с Гугл Диском и его неотъемлемой частью Гугл Докс. Формулировки в оригинале заявления были написаны на максимально “чиновничьем” канцелярском языке — “включая, но не ограничиваясь” — поэтому мы приготовились к самому худшему.
В конце марта была отдана команда всем сотрудникам перелезать на Яндекс.Диск и Яндекс.Документы.
При чём тут памятники
Наша компания “Данила-Мастер” производит памятники из гранита. Это не означает, что все 400 работников компании добывают гранит в каменоломне и режут его целыми днями на прямоугольники. Более сотни сотрудников вообще не притрагиваются к камню и смотрят на него только на экране монитора — это программисты, дизайнеры, бухгалтера, контент-менеджеры и ваш покорный слуга. Так что Google Docs мы видим чаще, чем памятные даты.
Краткий обзор Яндекс.Документов
Чтобы не переписывать очередной раз информацию, которую до нас и так рассказали десятки сайтов, давайте напрямую спросим у Яндекса — что же это за зверь такой Яндекс.Документы, и где нам ждать подвоха. В этом нам поможет очень удобный инструмент — Нейро-поиск, с недавних пор добавленный в Яндекс Браузер. В нём можно в естественной форме написать, что вам нужно, и нейросеть выдаст краткое резюме прямо из интернета, со списком ссылок на источники:
Фразу про популярность этих статей я добавил намеренно, с целью проверить возможности поиска Нейро. Возможности анализа, как видно из ответа, у нейросети пока нет.
Нет, я не перепутал скриншоты. На просьбу написать краткий обзор функций Яндекс Документов нейросеть решила меня потроллить и выдала абсолютно идентичный первому ответ. Но мы люди учёные, и умеем надавить на чувство значимости искусственного интеллекта:
Ну наконец-то! Вот полный текст ответа:
Яндекс.Документы — это российский аналог Google Docs, который позволяет создавать и изменять документы онлайн. Работать с текстовыми файлами можно на ПК и мобильных устройствах, авторизация — общая для всей экосистемы Яндекс.
Функции сервиса:
- создание текстовых документов, таблиц и презентаций;
- загрузка файлов из облака и с компьютера;
- возможность совместной работы над документами;
- настройка стилей страниц и шрифтов, выравнивание, списки, отступы, цвета выделения и фона;
- вставка в текст изображений с диска или через ссылку, добавление таблиц и диаграмм, встраивание фигур, математических формул и символов;
- доступ к сноскам и колонтитулам, возможность сделать оглавление и закладки;
- история изменений документа.
Преимущества сервиса:
- понятный интерфейс, повторяющий структуру Word;
- бесплатные инструменты для работы с текстовыми файлами;
- синхронизация с Яндекс.Диском;
- совместимость с файлами Microsoft Office.
Недостатки сервиса:
- ограниченный набор шрифтов;
- неудобное расположение некоторых инструментов, например поисковой строки;
- отсутствие встроенных шаблонов, переводчика;
- проблемы с автосохранением — внесённые изменения не всегда сохраняются при загрузке;
- отсутствие расширений, дополнений.
Яндекс продолжает дорабатывать сервис. Рекомендуем протестировать нужные вам функции — вполне возможно, что к моменту начала вашей работы с Документами они уже появятся.
“Терпение, спокойствие, сейчас они появятся.” (Дискотека Авария. Песня про яйца)
Что ж, функции ясны, перейдём к проблемам, с которыми мы в компании столкнулись за 2 месяца пользования Яндекс.Документами. Они отнюдь не ограничиваются тем, что перечислил Яндекс Нейро.
Загрузка
Первое, чем Яндекс.Документы неприятно удивляют в сравнении с Google Docs — это долгая загрузка. Секундомером я не пользовался, но по субъективным оценкам она дольше раза в три. Даже при открытии пустого файла.
Сохранение
Периодически — и это означает раз в день, а не раз в месяц — при сохранении документа вываливается вот такая ошибка:
Поначалу я не обращал на неё внимание и нажимал ещё раз на кнопку “Сохранить”. Строка состояния внизу мне радостно сообщала, что “Все изменения сохранены”. До одного радостного дня…
Я как обычно жмакал на изображение дискеты, чтобы сохраниться, но потом отлучился на обед. По завершении принятия необходимого протеина и клетчатки меня ждала вот такая надпись:
Надо сказать, это обычная (по меркам Яндекса) табличка ждёт любого, кто посмеет отойти от рабочего места на время дольше чем 15 минут. Её никак не закрыть, текст с экрана никак не скопировать — только нажать очевидную кнопку “Обновить”. И каковы же были мои обновлённые чувства, когда система открыла мне… чистую страницу! Результат 4-часовой работы был стёрт с лица вселенной одним размашистым нажатием на мышь.
В “истории изменений” никаких изменений не обнаружилось. По мнению Яндекса, я сидел половину рабочего дня перед пустым экраном и делал вид что нажимаю на клавиши. Обращение в поддержку Яндекса ничего не дало:
Что же, я смирился с неласковой судьбой и взял за правило сохранять документ, когда система навязчиво предлагает это сделать. Делать она это предлагает двумя разными по содержанию намёками. Первый был выше, вот второй:
Будьте уверены, подключение я проверял каждый божий раз, как мне предлагали это сделать. С ним было всё в порядке. А вот с самим скачиванием файла не очень — система скачивает не то, что у вас на экране, а то, что было сохранено в один из “удачных моментов”, когда звёзды позволяли соединиться с сервером. Так что после сохранения рекомендуется дополнительно выделить то, что на экране, и закинуть в сохранённую копию, иначе вы потеряете все изменения с момента последнего удачного сохранения.
Когда я это понял, у меня появилось ещё одно правило — писать документ в Гугл Докс, а потом его содержимое перекидывать в Яндекс.Документы. Благо угрозы насчёт отключения российских пользователей так и не сбылись (на начало июня 2024 года).
Шрифт
Список проблем только начался, благо они уже не такие серьёзные, но тем не менее довольно раздражающие. В Яндекс.Документах нет большинства популярных шрифтов. Например, Arial или Courier New:
То есть они как бы есть, и при копировании из других редакторов отображаются корректно:
Но при попытке вручную указать название шрифта — например, если вы пишете новый документ, ничего ниоткуда не копируя — система наказывает вас за такую “находчивость” предупреждением:
После такого “финта” система действительно показывает текст одним из системных шрифтов (а не тем, название которого вы писали в выпадающем меню), хотя до этого копируемый текст с шрифтом Arial прекрасно отображался.
Заливка (он же маркер)
Заливка ограничена цветами на выбор Яндекса, в количестве 16 штук:
Это я обнаружил, когда копировал текст из другого редактора, где один абзац был закрашен светлым тоном синего цвета — в Яндексе фон изменился на белый. То есть если у вас что-то там промаркировано не по канонам Яндекса, то заливка просто исчезнет.
Самое занятное, что цвет самого текста можно менять в привычных широких диапазонах:
Статистика
Тут всё коротко — она как бы есть, но её как бы нет. Невозможно выделить, например, абзац и посчитать сколько в нём знаков. Такая функция в Гугл Докс вызывается клавишами “<Ctrl> + <Shift> + <C>”. В Яндексе считается только общий объём всего документа. Открывайте новый документ и перекидывайте абзац туда — только хардкор.
Меню справа
Это меню выбесило меня в первый же день нашего “свидания” с Яндекс.Документами.
- Оно открывается по умолчанию в каждом новом документе.
- Оно открывается по умолчанию при открытии каждого сохранённого документа.
- Оно открывается при обновлении страницы, когда система того желает, если “документ долго не редактировался”.
- Оно открывается при перезагрузке браузера…
Яндекс, откуда такая любовь к “междустрочному интервалу”? Да ещё и в сантиметрах?
Вид
Я думал, я хитрый, и сейчас найду пункт в меню, который позволяет не лицезреть меню интервалов каждые 5 минут. И такой пункт (с названием "правая панель") действительно есть:
Но шутка юмора в том, что при обновлении страницы (или закрытии/открытии браузера) эти настройки сбрасываются! И к тому же они разные для каждого документа!
Заголовки
Тут лучше один раз показать, чем сто раз рассказать. Попробуйте найти заголовок H1:
Переименование файла
Как говорится, “не баг, а фича” — переименовать документ можно только из Яндекс.Диска. Прямо из Яндекс.Документов этого сделать нельзя. Причём, если документ открыт в другой вкладке, то система считает, что это дело рук другого подлого пользователя:
Доступ
Доступ к файлу другим пользователям можно дать двумя способами: из Яндекс.Диска и из самих Яндекс.Документов. В последнем случае плашка “Поделиться” отображается только если вы хоть раз залазили в настройки доступа из Яндекс.Диска (даже если ничего там не меняли). Появляется она в правом верхнем углу и выглядит вот так:
Я не администратор корпоративного диска, и по каким-то неведомым мне причинам с этой кнопки я попадаю в следующую патовую ситуацию:
Действительно, документ находится в общей расшаренной папке, и по идее владельцем документа автоматически становится владелец папки (администратор). Даже если файл создал не он, а я. Но весь курьёз в том, что со стороны Яндекс.Диска я спокойно могу изменять права:
Надо отметить, что варианта “Комментировать”, как в Гугл Докс, в настройках доступа у Яндекса нет в принципе. Действительно, развелось вас, диванных комментаторов…
Рисунки
Переходим к моему любимому. Рисунки из буфера обмена вставить никак не можно, только сохранить на жёсткий диск и таскать оттуда:
Если копировать документ с изображениями из других редакторов — из того же Google Docs — то вместо рисунков вас ждёт вот такой экспонат живописи в стиле “минимализм”:
Вставка
Это вообще шедевр инопланетной логики. Копируете вы, допустим, текст в буфер. Левая рука у вас чем-то занята (бутербродом, например), и вы хотите по клику правой клавиши мыши вызвать меню, чтобы этот текст вставить:
Догадайтесь, что произойдёт после нажатия пункта "Вставить"? А ничего. Система вам намекнёт, что она предназначена только для двуруких людей. А ещё, что вы не понимаете русского языка. Я, например, не понял ничего из этих фраз:
После нажатия на “ОК” ничего не происходит, никакого текста не вставляется. Если поставить галочку на “Больше не показывать это сообщение” — оно и не покажется. Но и вставки текста всё так же не произойдёт. Освобождайте левую руку и нажимайте указанные клавиши на клавиатуре — русским языком написано же.
Мой личный вопрос к Яндексу: а что вообще можно вставлять по пункту меню “Вставить”, если ни рисунки, ни текст не вставляются? И что вообще значит зашифрованное (на мой взгляд) сообщение из последнего окна? Мой IQ был 146 в лучшие годы, но его тут явно не хватает.
Сочетания клавиш
Кстати, раз уж речь зашла про них. При нажатии на клавишу <Alt> появляется вот такое созвездие жёлтых карликов квадратов-подсказок:
“Поиск”, например, можно открыть клавишами <Б>, <Ctrl>+<F> и <АА>. Что за клавиша “АА”, спросите вы? Оказывается, это значит, что нужно два раза нажать клавишу “А”. Л — это логика, кто забыл.
Лично мне больше пригодилось бы сочетание клавиш для маркированного списка. Но его нет:
Сочетание клавиш для смены языка текста доставляет отдельное гомерическое удовольствие:
Каков итог
Последние два месяца у меня не проходило жгучее желание встать и пойти работать в Яндекс. Примерно то же самое, мне кажется, испытывали большинство моих коллег, потому что сегодня “сверху” пришло указание:
“В связи с многочисленными проблемами системы Яндекс всем сотрудникам в течение недели перенести все документы обратно на Гугл Диск.”
Благодарю за прочтение. Если пропустил ещё какие-то яркие элементы Яндекс.Документов — напишите в комментариях, я с радостью добавлю их в статью.