Речь идет о кофе моментального приготовления и о других напитках. Означает ли это, что Starbucks планирует вернуться на российский рынок?
Обновлено в 14:45
Американская компания Starbucks подала заявки на регистрацию восьми товарных знаков в России, следует из базы данных Роспатента. Речь идет о кофе моментального приготовления и других напитках.
В частности, компания, которая с началом СВО свернула свою деятельность в России, хочет снова зарегистрировать бренды Starbucks, Starbucks Сoffee, «Старбакс кофе», frappuccino и другие, пишут «Ведомости».
Зачем компания может предпринимать такие действия? Комментирует генеральный директор компании «Онлайн патент» Алина Акиншина:
Алина Акиншина генеральный директор компании «Онлайн патент» «Сеть свернула бизнес на территории РФ, однако на текущий момент она находится под риском утраты своих интеллектуальных активов — товарных знаков, зарегистрированных на территории РФ. Дело в том, что в российском законодательстве предусмотрена возможность аннулирования товарных знаков, которые физически не используются правообладателем в течение трех лет. Сроки по неиспользованию уже начинают приближаться с учетом даты, когда компания свернула свою деятельность в России, и, очевидно, подразумевая в последующем возможность возврата на рынок РФ в каком-то формате, компания подает защитные заявки, чтобы предотвратить риск полной утраты соответствующих товарных знаков на территории РФ. Если правообладатель желает сохранить актив, с одной стороны, да, он защищается от возможного использования третьими лицами, с другой стороны, он подразумевает, что этот актив ему в последующем может пригодиться. Если бы сеть вообще в принципе никогда совсем не рассматривала потенциальную возможность использования своих активов на территории РФ, она не подавала бы эти заявки, это бюджетное решение, это финансовые затраты. Если нет никакой бизнес-цели, они не нужны».
В июле 2022 года стало известно, что все точки американской сети Starbucks в России выкупили ресторатор Антон Пинский, рэпер Тимур Юнусов (Тимати) и компания сенатора Арсена Канокова «Синдика». Стоимость сделки составила около 500 млн рублей. После этого кофейни сменили название на Stars Coffee.
Позже Пинский пытался зарегистрировать изображения товарных знаков Stars Pinskiy Coffee и Stars Kanokov Coffee. Но Роспатент отказал ресторатору, сославшись на их сходство «до степени смешения» со знаками Starbucks. В апреле этого года Пинский подал иск в суд по интеллектуальным правам с требованием досрочно прекратить правовую охрану товарных знаков Starbucks Corporation. На данный момент исковое заявление оставлено без движения.
Как раз чтобы обезопасить себя еще на три года, Starbucks и подала на регистрацию товарных знаков, поясняет гендиректор аудиторской группы «2К» Тамара Касьянова:
Тамара Касьянова гендиректор аудиторской группы «2К» «Мы знаем, что Starbucks продала свои точки, приобретателями были Тимати, Пинский и компания «Синдика». Так вот, Пинский в апреле просил уже суд по интеллектуальным правам досрочно прекратить правовую охрану серии товарных знаков Starbucks Corporation, в иске было перечислено семь товарных знаков: Starbucks, Starbucks Coffee, «Старбакс кофе» по-русски. Я думаю, что Starbucks именно с этой точки зрения в первую очередь решила подать на регистрацию, чтобы обезопасить себя, продлить на три года период охраны знаков в России и возможность того, что если старые суды будут отменены, то у них будут новые товарные знаки, которые еще три года как минимум продлятся, потому что Starbucks, скорее всего, вернется, но только после того, как у нас закончится СВО и когда будут прекращаться все эти ограничения, которые были наложены на Россию. Вернуться будет легко, потому что есть любители Starbucks, а Stars Сoffee, которая сейчас есть, все равно отличается. Эта компания известна в мире, у нее есть куча почитателей».
Товарные знаки Starbucks, Starbucks Сoffee, «Старбакс кофе» и другие зарегистрированы Starbucks Corporation в России еще в 2000-х годах, их правовая охрана еще действует.