ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУШИ ИЛИ ПУТЬ САМОВОССТАНОВЛЕНИЯ
Раннее развитие Я
Самые древние, самые архаичные слои нашей психики основаны на событиях, которые происходят в первые годы жизни. О воздействии взаимоотношений с матерью в первые годы жизни младенца и на формирование невротического характера у ребенка недополучившего заботу и любовь написано достаточно.
Доказано и подтверждено психологической практикой и жизнью, что неудачи в разрешении ранних конфликтов между любовью и ненавистью имеют далеко идущие последствия . Именно значимые другие, семейное или замещающее социальное окружение создают ту среду, которая либо поддерживает развитие различных структурных элементов self, либо травмирует хрупкую детскую психику.
Чем чревато развитие в условиях дефицита любви и эмпатии?
Отношения с мамой являются основой для последующего понимания ребенком себя, своих чувств и желаний.
Это не об удовлетворении биологических потребностей, которые чаще всего обеспечиваются окружением, а о потребностях, связанных с контактом, близостью, установлением взаимоотношений.
Дефицит, возникающий в ранних взаимоотношениях со значимыми людьми, человек пытается восполнить в течение всей последующей жизни.
Наиболее серьезные случаи личностной патологии возникают из-за нарушений взаимоотношений мать-ребенок на ранних этапах развития.
«Корни детских психозов, а также пограничных расстройств следует искать во второй половине первого года жизни и на втором году жизни в аутической, симбиотичной фазах и в фазе сепарации-индивидуации» (Малер, Мак-Девитт, 2005, с. 1).
Способность формировать эмоциональную привязанность к матери является основой для формирования всех дальнейших взаимоотношений.
Особенно важной является адекватная эмоциональная открытость матери и аффективный контакт с ребенком, который для последнего выступает условием развития всех психических структур. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях с матерью на раннем этапе развития ребенка, приводят к формированию пограничной организации личности.
Центральной проблемой пограничных личностей является проблема идентичности, связанная со сложностями в ощущении и описании своего собственного Я. Ранние проблемы дифференциации, обретения своего Я могут приводить к различного рода психопатологиям в период взрослости: зависимому и созависимому поведению, депрессиям, психосоматическим нарушениям.
На ранних фазах развития чрезвычайно важным является то, с какими главными объектами взаимодействовал ребенок. Нарушения взаимоотношений на этих этапах развития имеют дефицитарную природу и приводят к так называемому базисному дефекту . Метафорически этот дефект можно сравнить с участком земли, на которой в дальнейшем строится дом. Даже если здание нашей идентичности на более поздних этапах развития строится из хорошего и прочного материала, то, что было раньше и глубже - болотистая почва под строением, подземная река, зыбучий песок - регулярно приводят к его оседанию и разрушению.
Установление периода «сбоя» в отношениях матери и ребенка важный момент психодиагностики.
Т.е. для эффективной психотерапии сначала необходимо обратить внимание на семью, в которой вырос клиент.
При анализе ранних взаимоотношений важно обратить внимание, как клиент прошел аутическую и симбиотическую фазу развития и смог удовлетворить потребность в безопасности и первичной привязанности.
Если ребенок был принципиально желанным, то у клиента будет сформировано убеждение, что «мир не опасен. Я имею право на существование». Это уже хорошо и дает основание для позитивного течения психотерапии.
А были ли удовлетворены потребности в эмоциональной привязанности должным образом?
Именно дефицит эмпатии, понимания чувств, желаний и переживаний ребенка в раннем детстве и приводит к формированию определенного типа личности.
Если потребности в близости, тактильном контакте, заботе, необходимые для развития, не были удовлетворены в должной мере, личность будет демонстрировать независимое поведение, оставаясь в состоянии хронической нуждаемости в близких отношениях, поддержке и любви.
Такой клиент не готов к близким отношениям, но при этом мечтает о них.
Такие клиенты могут жить в иллюзорном мире в ожидании чуда. А в настоящем испытывают боль, но не пытаются ее облегчить.
Они не борются, не настаивают на своем, не требует того, что им нужно. Это происходит потому, что они лишены контакта со своим Я и со своими желаниями.
Они привыкли и смирились с тем, что окружение не способно понимать и поддерживать, замечать и придавать значение их эмоциональным страданиям и психологической боли.
Да они и сами не осознают своих желаний, не умеют их выражать и удовлетворять, не способны строить глубокие доверительные отношения с другими, просить о помощи и заботе.
Такие люди не осознают и своей злости, это происходит потому, что «оральный характер принципиально лишен контакта со своей агрессией и враждебностью» (Джонсон, 2001, с. 38).
Типичное состояние в таких случаях можно описать как постоянную печаль: и в данном случае, это состояние будет производной депрессии, вызванной долгим подавлением агрессии.
М. Кляйн в своих работах предложила модель, описывающую корни депрессивных тревог в ранних отношениях ребенка со своей матерью. Ребенок, находясь в контакте с матерью, со временем начинает воспринимать ее как «хорошую мать»: как человека, который может сдержать его страх и его разрушительность. Ведь мать заботится о нем и любит его. Одновременно часть злости ребенка проецируется на мать, которая в эти моменты воспринимается как «плохая». Со временем ребенок интроецирует «хорошую», сильную мать, научается справляться со своей агрессией, сдерживать свою деструктивность и меньше проецирует на нее свою враждебность. Но при этом его хорошие и плохие чувства переживаются так, будто они направлены к разным людям: он любит хорошую, заботливую мать и ненавидит плохую, покидающую, наказывающую его мать.
Когда наступает «момент истины», ребенок начинает понимать, что «плохая» и «хорошая» мать - это разные аспекты одного и того же человека. В этот момент ребенок сталкивается с переживанием, что мать, от которой он зависит и которую он любит - это та самая мать, которую он ненавидит и атакует. Понимание этих фактов бытия влечет за собой душевную боль и мучительные переживания. Ребенок начинает бояться, что его агрессивность и жадность «испортят» мать, истощат ее силы. Именно эту тревогу о безопасности и благополучии любимого человека связываем с депрессивной тревогой.
Депрессивные переживания ведут к появлению таких чувств, как вина, грусть, скорбь. Если эти чувства переносимы для ребенка, он начинает использовать их для изменений: старается быть заботливым, доставлять матери меньше хлопот, радовать ее своим поведением, контролировать проявления злости. Однако при этом злость никуда не исчезает - она просто сдерживается.
Взрослея, ребенок получает множество возможностей для исправления причиненного матери вреда - как реального, так и существующего в фантазиях. Репарация (от лат. reparatio - восстановление, возобновление) приобретает различные формы: помощь матери, хорошая успеваемость в школе, примерное поведение. Желание произвести репарацию стимулирует развитие навыков, умений, интересов.
Таким образом, одна из задач, решаемых путем развития - это поиск ответа на вопрос: может ли выжить любовь, атакуемая ненавистью?
Сомнения в своих хороших качествах ведут к разочарованию в себе и в возможности защитить любимый объект. Для того, чтобы избежать болезненных переживаний вины, дети и взрослые продолжают использовать такие защитные механизмы, как отщепление (я не чувствую злости), проекция (это они злятся и хотят разрушения), отрицание (я не такой) и др.
Очевидно, что постоянные страдания, отчаяние и протест ничего не меняют и ведут к сильной психологической боли. Поэтому ребенок ищет компромисс, который позволяет ему выжить в ситуации отчаяния и хронического неудовлетворения потребностей. Когда ребенок сталкивается с невыносимыми переживаниями, он начинает подавлять свое Я, чтобы хоть как-то справиться с болью.
Особенно травматично протекает этот процесс в ситуации, когда Я ребенка формирует следующее убеждение: «Если я не буду ничего хотеть, то я не буду переживать фрустрацию… Если я вынужден страдать из-за моих потребностей, то я вообще перестану требовать» .
Развиваются неосознаваемые фантазии о своей разрушительности, «плохости», деструктивности и опасности. Это происходит в следствии несынтегрированности аспектов «хорошей» и «плохой» частей матери, что не позволяет провести интеграцию собственного Я.
Таким образом формируется особый способ отношения к себе и к миру.
В поведении, взглядах и видимых чувствах будет проявляться полярность - тенденция к самозабвенному прилипанию к другим людям, страх одиночества и покинутости, а также весьма скромные навыки заботы о себе при одновременном нежелании выражать свои потребности и просить о помощи.
Такие люди скорее, наблюдают за жизнью, чем живут.
Часто в жизни таких людей присутствует замещающий объект: тот, кого можно любить без угрозы его утраты (кумир, сказочный принц и т.п).
Смысл жизни перенесен на какое либо важное событие в будущем, которое должно изменить жизнь - переезд в другую страну, встреча с избранником, получение важного социального статуса и т.п.
Когда событие (встреча) случается, что обычно происходит?
Смещение и проецирование чувств, переживаний, желаний с одного человека (объекта) на другого - классическая «ошибка» нашего бессознательного. Не получив любви наш герой остается тем ребенком, который ищет заботу, тепло, любовь. Из-за действия защитных механизмов этим объектом оказывается кто-то вовне.
Не получив необходимого времени для «разворачивания» всех внутренних структур в контакте с матерью, наш герой так и остается ребенком, не различающим окончательно себя и объект.
Физически уже взрослый человек в новых отношениях будет вести себя по-детски, не осознавая своих действий и желаний. Он не понимает, что такое границы, и не имеет контакта со своей агрессивной частью, необходимой для их построения. Инициация, связанная с переходом на качественно новую ступень обострит старые травмы.
Отсутствие опыта близости способствует активному фантазированию, построению идеального объекта.
Включаются механизмы проекции, «достраивающие» реальный объект до уровня идеала. Здесь мы имеем дело с одним из эффектов межличностного восприятия - приписыванием, точно зафиксированным в одной из некогда популярных песен - «я тебя слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила».
В таких условиях формируется готовность к встрече со своим кумиром - тем, кто вернет утраченный рай, кто будет любить так, как хотелось чтоб любила мама.
Но так не будет.
Нехватка любви от выбранного и идеализированного объекта принесет новую, острую боль.
Депрессивное состояние будет усугубляться.
Как же можно разрешить свой такой глубокий внутренний кризис, повторяющий историю раннего младенчества
(обретение близости и ее потерю)?
Терапией в этой ситуации является возвращение клиента к его переживаниям и чувствам по поводу своей идентичности. Зачастую сначала такие клиенты даже не понимают, чего хочет от них терапевт: переспрашивают, рассказывают о других людях или незначительных событиях, теряются…
Предложение клиенту рассказать что-нибудь о себе, вопросы «Что Вы чувствуете, рассказывая мне о том, кто Вы и какой Вы человек», «Чего Вы хотите» и т.п. являются началом кропотливой работы по восстановлению Я клиента от тех ранних травм, которые нанесли сильный ущерб его психике.
«Возвращение души» возможно только благодаря терапии. В формате терапевтических отношений терапевт выполняет для клиента материнскую функцию, становясь для него «хорошей матерью» - безусловно принимающей, чувствительной, эмпатичной - именно такой, какой ему не хватало на ранних этапах развития.
Но при этом он сохраняет терапевтическую позицию: «Он даст тебе душу и сохранит при себе свою». Это очень точная метафора терапевтических отношений. В реальных же отношениях «…этому не бывать никогда!». Не удовлетворив в контакте со значимыми близкими свои потребности, актуальные для конкретного периода развития (в нашем случае - потребности в привязанности), люди в течение всей жизни будут находиться в поиске таких идеальных отношений в надежде завершить ситуацию. Но сделать это действительно нереально, так как сложно представить, что твой партнер готов стать для тебя такой «матерью».
Обретение чувствительности, контакта со своим детским, одиноким и страдающим Я, оплакивание того, на что уже нет надежды - любви матери - позволяет обрести согласие между Запретным и Невозможным (Н. Макдугалл) благодаря процессу репарации.
Клиент перестает быть одиноким: он встречает таких же, как и он сам людей, начинает их видеть и понимать. И люди начинают принимать нашего героя, жизнь оживает.
Происходит переход на качественно новую ступень развития. Так обретается подлинное Я.
В реальном взаимодействии с людьми и собой.
Даже очень глубокие травмы, можно разрешить в психотерапии путем глубинной проработки всех переживаний, фантазий и желаний клиента, позволяющих пройти болезненный, но необходимый путь интеграции всех аспектов своего Я.
Аутоиммунное заболевание, как подавленное желание смерти. Клиентские истории
Нейробиологические последствия переживания насилия в детском возрасте
"Ты что же, мамочку не любишь?" Безумие, как побег от себя. Клиентская история с разрешения
Дочка мертвой матери в поисках любви
С уважением и верой в ваш потенциал,
Виктория Вячеславовна Танайлова
Системный психолог, психосоматолог, психогенетик, психосоматолог, эксперт по эффективным стратегиям выхода из кризиса и болезней через активацию ресурсного состояния сознания
тел. +79892451621, +380986325205 (viber, WatsApp, telegram)
skype tanaylova3
Опубликовано 9 апреля 2021, 262 просмотра
Подборки:Детские травмыПсихогенные расстройстваОтношения с мамой