На днях я делала общий обзор поэзии лицеистов, сейчас пришло время подвести общие итоги по прозе. В конце статьи ссылка на отзывы всех членов блогерского жюри. По этим отзывам можно приблизительно понять, кто победит в номинации.
«Выбор книжных блогеров» — специальная номинация от Rideró — четвёртый сезон проводится в рамках Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов.
Я впервые в жюри этой премии, и впечатления довольно приятные. Откровенно слабых текстов, на мой вкус, всего два, остальные так или иначе цепляют: темой, мастерством или сюжетом.
Например, хорошо сделаны с точки зрения литературного мастерства тексты Демишкевич, Маркиной и Харитоновой. Красивый язык, умелое владение всем богатством речи, читать приятно.
Отдельно от всех стоит явный нон-фикшн "Люди, которых нет на карте" Евфросинии Капустиной. Некоторые коллеги определили текст в автофикшн, но мне кажется, это чистые путевые дневниковые заметки, которые и хороши тем, что автор практически ничего не добавляет от себя. Читателю нужно просто либо принять этот текст, либо отвергнуть. Я приняла. Мне было по-настоящему любопытно читать о другом мире.
Отлично выстроены сюжеты рассказов той же Маркиной и Харитоновой, хотя у последней не все одинаково хороши в этом плане. Интересно, что ей лучше удаются фантастические рассказы – они на удивление жизненные, наполненные смыслом, аккуратные и точные. Реалистичная малая проза Маркиной мне понравилась в плане языка больше всех остальных финалистов.
Роман Демишкевич "Под рекой" сюжетно лучше всех других представленных романов, здесь всё на своих местах. Детективная линия очень органично переплетается и с тонким мистическим флёром, и с отрезвляющим жестоким реализмом.
Неплохо выстроена в целом и повесть Дымченко "Ропот", хотя в некоторых местах можно было бы и поправить. Если начистоту, повесть как бы больше обещает, чем даёт читателю, но при этом оставляет хорошее впечатление.
А вот у Катерины Гашевой в "Системных требованиях" прекрасная многообещающая тема, но построение настолько запутанное, не сказать неряшливое, что читать сложно: огромное количество персонажей и скачки во времени создают тот самый эффект, когда не понимаешь, кто на ком сидел и к концу просто отчаиваешься. Мне кажется, очень помогло бы здесь простое указание времени повествования в каждой главе. При этом читать роман мне было по-настоящему интересно. Думаю, здесь просто нужно чётче всё скомпоновать и кое-что убрать, чтобы не утяжелять конструкцию, и будет классный текст.
Роман Декабрев вызвал у меня некоторое недоумение. Его роман "Под синим солнцем" читать нарочито сложно, при этом видно, что сделано это специально. Видимо, мой литературный вкус просто не совпадает с его творческой задачей. Я люблю чистую прозрачную прозу.
"Заводские настройки" Александры Ручёвой не зацепили, хотя с точки зрения языка и сюжета всё здесь вроде бы есть. Читаешь и думаешь: ну хорошо, а зачем всё это?
А вот "Обыкновенные люди" Дмитрия Серкова и "Хромая лошадь" Киры Лобо, на мой взгляд, самые слабые тексты и в плане художественной прозы, и с точки зрения смыслов и тем.
Статья о поэзии:
Что не так?
Я обычно в конце статьи рассказываю о том, что меня смутило или не понравилось. Возраст "лицеистов": чем старше писатели и поэты, тем лучше они пишут. В результате по-настоящему молодым шансов спорить с мэтрами не остаётся. Анна Маркина, Ася Демишкевич и Ольга Харитонова, безусловно, заслуживают награды. Но я бы всё-таки дала приз таким, как Дымченко. И это не сексизм. Объективно, писатели, как хорошее вино, с годами становятся лучше) Но премия "Лицей" задумана как поиск юных талантов. Хорошо бы так и держать планку.
Издательский сервис Rideró опубликовал отзывы и впечатления о прочитанных произведениях короткого списка от блогерского жюри. Читайте, там есть знакомые имена:
Собираетесь на награждение "лицеистов" 6 числа?
Поддержать канал / подписаться в ЖЖ, ОК, ВК и ТГ ❤️