Знакомясь с картиной мира в даосизме, можно удивиться: как так, беспредельная свобода и непроявленность духа - и это в супер институциональном и регламентированном Китае (а таким он был почти всегда)?
Ответ, на мой взгляд, прост.
Общество в Китае - это практически ВСЁ (абсолют). И законы общества непреложны для всякого.
Морально-этическую сторону этих законов закрепил Конфуций и его школа. На их взгляды ориентировались все последующие поколения просвещенных, благородных мужей, правителей - и подданных, простолюдинов, основной части общества.
В конфуцианстве святы три основные вертикали власти:
- Правитель - подданный (начальник - подчиненный);
- Отец - сын (старший - младший);
- Муж - жена.
Впрочем, в третьем случае Китай все же потряс основы в ХХ веке под влиянием социализма и предоставления женщинам прав и свобод наравне с мужчинами.
В Китае также распространен КУЛЬТ ДРЕВНОСТИ - считается, что китайская культура ориентирована в прошлое, ибо там - идеал, к которому надо постоянно стремиться.
Где же тут место для даосских воззрений? Да нигде.
В том и суть, что даосизм никогда не был массовым явлением. К тому же даосами, как ни посмотришь, были сплошь люди пожилого возраста. И их никогда не было много.
И вот такая небольшая кучка стареньких даосов никак не угрожала основам и устоям китайского общества, а лишь оттеняла их, вносила нотку непривычного.
Возьму на себя смелость предположить, что их особо не трогали лишь потому, что правители верили в их сверхъестественные умения (часть даосов были алхимиками) и предполагали, что у них может возникнуть нужда в даосском искусстве (магических снадобьях и ритуалах для укрепления сил и здоровья, продления жизни, заклинаниях от духов...), так что даосы были отдельной "кастой", которых побаивались, но все же относились почти как к цыганам, то есть париям)
Почитайте, например, Пу Сунлина, там даосы часто предстают в довольно нелицеприятном виде, хотя их свобода, независимость и знание тайн удивляют и вызывают смесь восхищения и опаски.
И, конечно, можете прочесть сам трактат "Дао дэ цзин" - изданий масса, у нас классическими считается перевод Ян Хин-шуна под ред. Торчинова.
Подведем итог. Пока человек живет в обществе, он должен подчиняться его законам. Для этого существует конфуцианство (儒学).
Когда человек отдал долг обществу и в силу каких-то обстоятельств не желает оставаться его заложником, и при этом сохранил в себе пытливость, любопытство и энергию духа и тела, у него есть альтернативный путь - ДАО.
Вообще, даосы, как считается, всегда ставили своей основной целью поиск бессмертия.
Я в этом не уверена, но так уж принято считать.
Но я согласна с тем, что поиск дао и выход из обусловленности больше подходит для людей, прошедших путь обусловленного мира, то есть людей поживших и вынесших определенный опыт, но не оставшихся в границах парадигмы этого опыта.
Китайская культура очень многогранна и интересна. Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, а я желаю вам хорошей недели, яркого лета, а также личного Пути и Благодати!