Кто из нас хотя бы раз не держал в руках карты? Сразу представляется красочная колода с зеркальными изображениями вальтов, дам и королей. И даже если вы использовали другую, эту колоду точно вы себе легко представляете. У нее, кстати, есть имя. Атласная, так ее прозвали. Почему? В этом мы сейчас разберемся. А также в том, как и кому вообще пришла в голову мысль создать такие рисунки.
Стоит ли погружаться в историю карточных игр? Если описывать все подробно, это займет очень много времени, так что постараюсь вкратце. Первые игральные карты появились в Восточной Азии и упоминались там еще в 12 веке. Встречались карты и в арабском мире, но долгое время это отрицалось. Как они попали в Европу, достоверно не известно. Вероятно, именно через арабских купцов карты и добрались до западных стран. Существует еще версия, что карты были завезены во время Крестовых походов. А кто-то говорит, что их появлению европейцы обязаны цыганам.
Так или иначе, уже в 14 веке появились записи о карточных играх (точнее об их запрете, значит, распространение уже было достаточно велико) в европейских державах. На картах стандартно появлялись изображения, списанные с тех или иных популярных в обществе героев: король пик - царь Давид, дама пик - богиня Афина, король треф - Александр Македонский, валет треф - Ланселот, король бубен - Гай Юлий Цезарь, король червей - Карл Великий, дама червей - Елена Прекрасная и так далее. Поначалу карты были «одноголовые», то есть фигуры на них изображались в полный рост. Затем в Италии в начале 17 века выпустили знакомые нам «двухголовые» карты, что стало очень популярным.
А карточные масти олицетворяли четыре французских сословия: червы - духовенство, пики - дворянство, бубны - купечество, трефы - крестьянство. Кстати, туз изначально был низшей по рангу картой и только после Французской революции стал высшей, ассоциируя собой возвышение простых людей над королями. Есть еще один вариант: 4 масти - 4 сезона года, а 52 карты - 52 недели. А в Англии масти обозначали важнейшие человеческие качества и классифицировались по цветам: красные - красота и духовность, желтые - интеллект и успешность в делах, голубые - простота и порядочность, зеленые - энергия и жизненные силы.
Истории карт можно уделить еще много времени, любопытных фактов там предостаточно. Но нас интересует, как обстояли дела в России. Здесь карты появились еще в 16 веке, но оказались под запретом при Алексее Михайловиче, так как игры в них считались тяжким преступлением, за которое могли наказать клеймением или вырыванием ноздрей (подробнее об этой страшной экзекуции я рассказывала в этой статье). Любопытно, что на представителей знати этот закон не распространялся. После смерти самого царя в его дворце нашли «две дюжины и семь игор карт гнилых». Затем карты получили широкое распространение в годы царствования Федора Иоанновича и были разделены на две категории: игральные и коммерческие. Со вторых начали взымать особый налог.
А при Петре I и вовсе открылось производство карт на двух московских мануфактурах, но большинство все же продолжалось ввозиться из Европы. Император, к слову, карточные развлечения не любил, но поданным заниматься ими позволил, под запретом остались только игры на деньги. Наказанием за это служил «тройной штраф обретающихся денег в игре». Продолжалась эта традиция и при последующих правителях, которые сами спокойно могли провести вечер за карточными партиями. Конечно, играли по всей империи и даже проигрывали целые состояния. И это все несмотря на официальный запрет.
Более того, с каждым годом количество игроков росло. Вместе с этим увеличивался и выпуск карточных колод. В 19 веке Александром I была введена государственная монополия на их производство, сохранявшаяся до 1917 года.
Какие же карты были самыми популярными? Конечно же, «атласные». Откуда такое название? Дело в том, что бумага для производства карт была очень низкого качества и поэтому натиралась тальком, из-за чего карты получались гладкими. Их было удобно тасовать и они не боялись воды. Стоили они немалых денег: в 1855 году колоду можно было приобрести за 5 рублей 40 копеек. Были и другие варианты, например, самыми дешевыми считались глазетные карты.
Созданы атласные карты были Адольфом Иосифовичем Шарлеманем, российским живописцем и профессором Императорской Академии художеств. Он родился в семье архитектора, а его дед был декоратором, перебравшимся в Россию при Екатерине II. Первое время Адольф Иосифович занимался исторической живописью, за что получил авторитетные награды и звание академика. Съездив на обучение в Европу, он проникся стилем «помпадур». Вернувшись в Россию, он писал картины, расписывал храмы и потолки в домах богатых заказчиков, создавал иллюстрации и даже разрабатывал эскизы для военных мундиров и костюмов для исторических балов. Созданные им картины затем долгое время были нарасхват у издателей иллюстрированных журналов. В 1873 году Шарлемань получил титул художника Его Императорского Величества. До самой своей смерти в 1901 году он работал как художник и педагог и оставил после себя огромное количество работ. Но нас интересует отдельный эпизод его карьеры.
Приведу несколько художественных работ Шарлеманя:
Карточное производство приносило казне хорошую прибыль, а доходы шли в пользу благотворительного ведомства императрицы Марии Фёдоровны. При Екатерине II в России функционировало целых восемь карточных фабрик, но все они были немецкими. Российское правительство решило не просто создать им конкуренцию, но и полностью искоренить зарубежные компании. В 1798 году Императорским указом право клеймить и продавать игральные карты во всех пределах Российской Империи навсегда было отдано Воспитательному дому. Правда потом Воспитательный дом стал отдавать это право на откуп, на чем зарабатывал крупные суммы.
С 1819 года был налажен выпуск карт на Императорской карточной фабрике, обосновавшейся в Александровской мануфактуре. Ввоз их из-за границы был запрещен, также как и выпуск частными лицами.
Основную массу рабочих фабрики составили выпускники того же Воспитательного дома. В первом же году фабрика выпустила 240 000 колод, а уже в следующем - 1 380 000. Спрос увеличивался непрерывно. Цены выросли в четыре раза, так как конкуренции больше не существовало. Стоит отметить, что росло и качество их производства. Если раньше бумагу использовали только импортную, то теперь она стала изготавливаться на Петергофской и Калужской казенных фабриках. В начале 1830-х годов рисунки наносились машинами, нарезание листов тоже стало механическим. В 1858 году Комиссия парижской всемирной выставки отмечала, что выделка русских карт «доведена до высшей степени совершенства».
И все же предприятие было убыточным. В 1859 году его пытались продать, но покупателей не нашлось. В 1860 году Александровская мануфактура закрылась, осталась действовать только Карточная фабрика, которая была в ведении Воспитательного дома. Она продолжала развиваться, построили новое помещение, нанимались вольные рабочие, закупались новые машины. Например, если сначала вся бумага была импортной, то с середины 1830-х годов сумели оснастить
Тогда же встал вопрос в обновлении самого внешнего вида карт. Было рассмотрено несколько вариантов от разных художников, среди которых были именитые академики, однако выбор пал на уже знакомый нам вариант. Кстати, если Екатерина II, сама любившая сыграть с придворными, очень поддерживала идею создать «русскую колоду», ее внук Александр I долгое время от этой мысли открещивался, говоря: «Не вижу смысла переменять рисунки». И все же в какой-то момент согласился, что такие нововведения будут не только интересны, но еще и выгодны.
В 1860-е годы Шарлемань получил заказ от Экспедиции изготовления государственных бумаг на создание рисунков игральных карт. Эти рисунки должны были использоваться для всех видов карт вне зависимости от их стоимости. Но за изображениями плотно закрепилось звание «Атласных», и так стали называть все карты. Даже когда тальк перестали использовать в производстве, название осталось прежним. А вот за рубежом они носят другое имя - «Русский шаблон», так что если где-то его встретите, не пугайтесь.
За их основу художник взял стиль эпохи Возрождения. Он переработал уже существовавшие версии игральных колод и переработал их с максимальной стилизацией. Художник отошел от привычного для тех лет стереотипа в издании игральных карт и нарисовал фигурные карты, где карточные достоинства стали анонимны. Эскизы на одобрение были отправлены императору и только после этого ушли в печать.
На самом деле Шарлемань создал четыре проекта новых игральных карт. Помимо «Атласных» еще существовали «Новые фигуры», «Пасьянсные» и «Дорожные». Новый карточный облик пришелся обществу по душе благодаря своей красочности и лаконичности. Каждый прорисованный персонаж обладал собственным характером. Так как доходы от продажи карт шли на содержание воспитательных домов, на одной из карт был изображен герб Ведомства императрицы в виде птицы, кормящей своих детей.
Уже со второй половины 19 века колода стала широко распространенной по стране и фактически стала традиционной, вытеснив популярную до того времени «северо-немецкую картинку».
Главной «фишкой» новых карт стал их минимализм: они использовали всего 4 цвета (черный, красный, желтый и синий), что упрощало процесс их производства, и не включали лишних деталей. Другим интересным моментом были сами изображенные герои: они смотрели на игроков не безучастно, а величественно и даже немного игриво. Они будто обладали душой.
В начале 20 века на фабрике изготавливали до 20 000 колод ежедневно. В год это приносили свыше 3 000 000 рублей дохода.
Согласно мнению части историков, после Первой Мировой войны в колоду официально добавили Джокер. Поначалу он был черно-белым.
После революции Императорская карточная фабрика сменила владельцев и перешла в ведение Союза коммун Северной области. Сменив еще несколько раз название и управленцев, в 1967 году она стала Комбинатом цветной печати. Производство карт никогда не теряло своей популярности, в Советском Союзе их использовали ничуть не меньше, чем в империи. К тому же теперь покупка колоды стала более доступной для широкого круга потребителей. В 1985 году годовой тираж достиг 28 миллионов колод.
Атласная колода карт дошла до наших дней почти в исходном виде. Исключение составляют лишь туз бубен и валет червей - в изначальных рисунках на них присутствовал герб Российской империи. Вносились и другие, менее приметные на первый взгляд изменения. Так с 1930-х до 1980-х на старших картах отсутствовали рамка и сложная тонировка на лицах. С 1995 года увеличили индекс и поменяли шрифт.
Оригинальные их версии еще выпускаются, но не в России, а на австрийской фабрике Piatnik, и называются «Great Russia». Подлинники же эскизов хранились в архиве Государственной карточной монополии, ведавшей продажей игральных карт в СССР. После ее ликвидации они перешли в собрание ленинградского коллекционера Александра Перельмана, а сейчас хранятся в Музее игральных карт в Петергофе.
Одна известная колода хранится сейчас у другого коллекционера Эдуарда Швайгерта. В нее играли лишь однажды, зато кто! Немецкий генерал-лейтенант Шредер и российский император Александр III. В благодарность за проведенное время монарх оставил колоду сопернику.
Атласная колода прошла долгий путь. Помня еще императорские времена, она не теряет своего места и в 21 веке. Изображения этих карт известны всем с самого юного возраста. Конечно, за прошедшие столетия появлялись другие тематические виды карт, но ни одна из них так и не смогла добиться такого уровня популярности.