В 1649 году в России вступило в силу Соборное уложение, свод законов государства, в котором были прописаны помимо прочего виды преступлений и последующие за ними наказания. Преступления подразделялись при этом на: преступления против церкви, государственные, против порядка управления, против благочиния, должностные, против личности, имущественные и против нравственности. Система наказаний выглядела следующим образом: смертная казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, бесчестящие наказания, конфискация имущества, отстранение от должности, штрафы. Среди телесных наказаний выделяли болезненные (битье кнутом, например) и членовредительные (отсечение руки, клеймение, урезание ноздрей). Когда об этом читаешь, становится немного жутко. И невольно заедаешься вопросом: что же надо было сделать, чтобы получить такое ужасное наказание?
Эта уродующая лицо кара применялась для отметки преступников и заключалась в иссечении (откусывании щипцами) крыльев носа. Увечащие наказания, в том числе и разрывание ноздрей, кроме устрашения выполняли функцию обозначения преступника, выделения его из окружающей массы людей. Видя человека без носа, окружающие сразу знали, что среди них находится преступник.
Еще со времена князя Владимира известны случаи «урезания носа» для придания публичности позору совершившего преступление против морали. В годы Александра Невского таким способом наказывались новгородцы, виновные в убийстве ордынских переписчиков.
Первый царь династии Романовых, Михаил, в начале 17 века применял вырывание ноздрей для любителей табака. Царский Указ от 1634 года предписывал наказывать так тех, кто попался на пристрастии к запрещенному листу во второй раз. Его сын, Алексей Михайлович, оставил это наказание для продавцов табака.
В источниках постоянно встречаются пять глаголов, обозначающих эту экзекуцию: «пороти», «рвать», «вынимать» («ноздри выняты»), «вырезать» и «резать». В допетровскую эпоху эта операция в основном называлась «Пороти ноздри и носы резати». Это означало нанесение рваных ран при удалении специальными щипцами крыльев носа. Позже эту операцию стали называть «рвание (вырывание) ноздрей». Отсюда выражение, применявшееся к каторжникам: «рваные ноздри». Ноздри удаляли с помощью специальных клещей, которые очевидцам напоминали щипцы для завивки буклей парика. Неясно, раскаляли их перед операцией или нет. Казнимого ставили перед палачом на колени или сажали на плаху.
Если иссечение делалось небольшим (например, за взятку палачу), то рана зарастала и вырванные ноздри со временем восстанавливались, практически не оставляя следов экзекуции. Зная об этом, судьи в своих постановлениях часто оговаривали: «ноздри рвать до кости». В этом случае крылья носа отщипывались до хрящей.
При Петре I вырыванием ноздрей карали воров. Указ Петра 1705 г. гласил: «колодников, всяких чинов людей, которые в Его Государевых делах, и в татьбах и в разбоях и во всяких воровствах, краже, смертоубийстве и бунтовщиков.... смертию не казнить.... чинить им жестокое наказание и пятнать новым пятном, вырезать у носа ноздри и ссылать на каторгу в вечныя работы».
Также в петровское время получило распространение повторное вырывание ноздрей каторжанам. Делалось это для исключения «халтуры» со стороны подкупленных осужденными палачей. В 1765 году Сенат предписывал: «Посылающимся в каторжные работы навеки вырезать ноздри до кости и ставить на лбу литеры, чтоб они сразу были заметны, а не таким образом, как ныне у пойманных в Белевском уезде разбойников, на которых вырезание ноздрей почти незаметно, а литер и вовсе не видно».
Сохранилось тобольское предание о «трансплантации» – заращивании вырванных палачом ноздрей. «Я слышал в детстве от стариков, – вспоминал сибирский старожил Абрамов, – что будто пониже плеча правой руки его (каторжника) был вырезан кусочек мяса, приложен к ноздрям, и, посредством разгноения, заращены вырванные части».
Поролись ноздри за притворство больным, с целью уклонится от службы или, как это было со школьником Лукьяном Васильевым, — за пьяныя слова про Государя (ему вынули клещами ноздри, дали 30 ударов кнутом и сослали в каторгу на вечныя времена).
Анна Иоанновна продолжила «традицию» и повелела таким образом помечать каторжников (наряду с клеймением). Причем в ее времена вырывание ноздрей применялось ко всем без исключения преступникам, вне зависимости от пола и знатности. В 1733 г. постановили за неправильное взимание откупов, сборов и подрядов или казнить смертно или вырезать ноздри и сослать на вечныя каторжныя работы в Сибирь. том же году за ложное слово и дело священникам, старым и негодным к военной службе указали, вырезывать ноздри и ссылать на вечныя каторжныя работы.
При Елизавете так наказывали рекрутов, сильно уязвивших себя; их ссылали потом в каторжныя работы. То же полагалось за продажу беглых солдат.
При Екатерине II так помечали и наказывали участников пугачевского бунта.
В начале 19 века просвещенные чиновники понимали дикость вырезания ноздрей и клеймения людей. Особенно остро встал вопрос, когда стало известно дело о двух крестьянах, которых приговорили за убийство к вырезанию ноздрей, клеймению и ссылке в Нерчинск, но вскоре выяснилось, что они оба не виновны. Им выдали вольную и постановили: «К поправлению варварского вырезания ноздрей и штемпелевания по лицам, следует снабдить их видом, свидетельствующим невинность». Так при Александре I вырывание ноздрей, наряду с клеймением, ушли в прошлое, были признаны устаревшими и нецелесообразными, негуманными для современного общества того времени. Соответствующий закон был принят в 1863 году.