Очень многие психологи признают, что одним из самых непростых компонентов консультирования и психотерапии для них является первая сессия с клиентом. Именно на ней специалист ищет ту форму контакта, которая больше подходит индивидуальности этого клиента. И на ней же чувствует высокую степень неуверенности по этому поводу.
Это важный вопрос, потому что возможность продолжения совместной работы и ее дальнейшая эффективность во многом зависят от того, почувствует ли клиент себя достаточно комфортно и доверительно во взаимодействии с психологом. Как писал об этом Д. В. Винникотт: «Профессиональная компетентность - это важная вещь, но она мало что значит, если отсутствует доверие».
Усложняет задачу еще и то, что о клиенте в начале первой встречи еще мало что известно. Одним клиентам больше подходит неспешный ритм встречи, а другим более плотный и насыщенный. Кто-то из них оценит прямоту специалиста, а кто-то повышенную осторожность в темах, вопросах и заключениях. Кто-то готов взять на себя инициативу в беседе, а кто-то смущенно ждет ее от психолога. Они по-разному относятся к юмору и т.д.
В такой ситуации развитие гибких навыков контакта с клиентами поможет психологу чувствовать себя увереннее на первых сессиях. А для этого нужна тренировка, потому что довольно часто специалисты используют только один способ налаживать контакт с клиентом, что может сильно ограничивать их возможности.
Придуманное мною упражнение «Стук в дверь», направленно как раз на эти навыки. Представьте себе следующее: ваша первая встреча с клиентом похожа на попытку прийти к нему в гости (а точнее в его внутренний мир). Вы стоите перед дверью в дом клиента и хотите дать о себе знать, чтобы он открыл дверь и впустил вас. Как вы это сделаете?
Сперва ответьте на этот вопрос мысленно. Затем прочитайте статью дальше.
Возможно, вы сразу громко и по-деловому постучали в дверь, чтобы быстрее попасть в дом? Или постучали тихо и нерешительно, не решаясь побеспокоить хозяина? А может быть вы осмотрелись и обнаружили звонок, который он специально установил для посетителей? Вы воспользовались им? На месте звонка вы могли обнаружить и чопорный дверной молоток, который издает солидный стук, и звонкий колокольчик, и современный домофон. В двери может быть глазок, а может быть и целая система видеонаблюдения, с помощью которых хозяин дома узнает, кто к нему пришел прежде, чем принять решение «впустить - не впускать». А может быть ничего такого и нет, более того, дверь может быть распахнута настежь. Или чуть приоткрыта.
Подумайте, как в разных случаях хозяин может отреагировать на ваш способ попасть к нему в дом? Испугается или рассердится от громкого стука, или будет рад, что Вы явно дали знать о себе? Не услышит вас из-за очень тихого стука? Укажет на звонок у входа и почувствует раздражение, что гость невнимателен или сможет вместе с ним посмеяться над этим? Внимательно и долго будет рассматривать в глазок или крикнет из дома в распахнутую дверь «открыто, входите!»?
Выполнив это упражнение, вы можете понять, что ваш способ - один из довольно большого количества вариантов, которые вы можете пробовать, наблюдая за индивидуальными особенностями клиента на первой встрече. Упражняясь самостоятельно и с супервизором, вы развиваете гибкие формы контакта, а это делает первую сессию эффективнее, а вас - увереннее.
Обложка для статьи создана с помощью DALL· E 3
Автор: Александр Орлов
Психолог, Онлайн
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru