Съёмки эксцентричной комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» завершились в конце 1966 года, а общественности её представили в апреле следующего года. Леонид Гайдай наполнил картину приёмами немого кинематографа, вдохновляясь такими мастерами, как Гарольд Ллойд и Чарли Чаплин. Незабываемые мелодии для ленты написал Александр Зацепин.
Композитор не только создал музыку, но также с помощью трещоток, свистулек и иных подручных инструментов организовал запись закадровых шумов. Для дуэта Гайдай-Зацепин «Кавказская пленница» стала не первым совместным проектом, ранее они успели вместе поработать на съёмках комедии «Операция Ы». Все мы помним весёлые песенки и забавные мелодии в картине, а кто их создавал и исполнял, узнаем прямо сейчас.
Как создавалась «Песня о медведях»
Гайдаю для народной комедии нужен был соответствующий хит, да такой, чтобы его пели и насвистывали сразу после выхода из кинотеатра. Александр Зацепин придумал несколько мелодий, записал их на плёнку и отправил Гайдаю в Алушту, где проходили съёмки «Кавказской пленницы». К плёнке он приложил записку: «Если не подойдут, попроси Бабаджаняна, у меня лучше не получится написать. Режиссёр ответил, что, скорее всего, так и сделает.
Такие слова Зацепин посчитал оскорбительными и заявил начальству «Мосфильма», что работать с Гайдаем не будет. Пырьев побеседовал с обиженным композитором, и сказал ехать в Алушту в компании Дербенёва доказывать режиссёру, что мелодии отличные. Музыку Гайдай, в конце концов, одобрил, но песня Дербенёва о полярных медведях в летней киноленте ему стала непонятной. Немного поворчав и повозмущавшись, он сдался и дал ей «зелёный свет».
Изначально песня звучала так: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось…». Глагол «чешут» члены худсовета попросили заменить, потому что он ассоциируется с блохами, не угодила им чем-то и «несчастная» льдина. После небольших правок песня получила окончательный вариант: «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз, трутся спиной медведи о земную ось…».
Интересный вокал Никулина
Песню «Если б я был султан» киношные начальники забраковали сразу. По мнению руководства «Мосфильма», она не соответствует духу картины и лишь тормозит события. Каким-то чудом мнение киночиновников изменилось, и композиция всё же была включена в фильм. После показа комедии в кинотеатрах она получила всенародное признание наравне с «Песенкой о медведях».
Изначально песня, которую пел Юрий Никулин, состояла из четырёх куплетов, но в картине мы слышим лишь три. Один убрали из-за скрытой пропаганды алкоголя. А звучал он так: «Если даст мне жена каждая по сто, итого триста грамм – это кое-что! Но когда «на бровях» прихожу домой, мне скандал предстоит с каждою женой!»
Песня о султане и его гареме часто исполняется современными певцами. Есть кавер на неё и у «главного есаула» России – Олега Газманова, который признаётся, что спеть её так как Юрий Никулин не сможет никто. Исполнял знаменитую композицию также Леонтьев и некоторые известные политики.
Варлей не доверили даже спеть песню
Варлей, которая играла в фильме Нину, не была профессиональной актрисой, и на экране мы слышим голос Надежды Румянцевой. Юная акробатка хотела, чтобы хоть «Песня о медведях» звучала её голосом, но Гайдаю такая затея не понравилась. Для исполнения песни была приглашена певица Аида Ведищева. Варлей считала, что обычная студентка должна петь обычным любительским голосом – просто, непрофессионально и местами неуклюже.
«Со мной связался знакомый редактор из программы «С добрым утром», предложил записать одну песню. Тогда я даже не догадывалась, что пою её для киноленты. Запись длилась не более 30 минут, и я забыла о ней. Неделю спустя я узнаю, что «Песня о медведях» в моём исполнении попала в картину Гайдая. Было записано несколько вариантов с разными певицами, но в итоге режиссёр выбрал меня», – вспоминает Ведищева своё причастие к знаменитой комедии.
Весёлые инструментальные композиции
В фильме имеются и композиции без слов, которые сопровождают и подчёркивают определённые действия. Всю музыку записал Оркестр кинематографии, которым руководил Александр Зацепин. «Встреча», «Твист в ресторане», «Побег и погоня», «Марш троицы» – все эти темы, известные каждому советскому киноману, подчёркивают комедийность фильма.
Например, «Марш троицы» звучит в сцене, когда эта самая троица – Трус, Бывалый и Балбес, едет на красном автомобиле-кабриолете. Припарковав машину, они направились к бочке с разливным пивом. Композиция Государственного Симфонического Оркестра Кинематографии СССР демонстрирует и подчеркивает, что жизнь у этих мужчин удалась. Это подтверждают и их слова с пенным напитком в руках: «Жить, как говорится, хорошо. А хорошо жить ещё лучше! Точно!».
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще