Найти тему

Продажи через Озон. Отзыв начинающего селлера

Честный рассказ селлера об опыте продаж через Озон. Отзыв включает анализ неудачного старта, вторую попытку зайти на маркетплейс и историю успеха. Советы по установке цен, выбору между FBO и FBS, комиссиях и продвижению. Мифы о штрафах.

Как мы сели в лужу с торговлей на Озоне. Спасли отзывы, кейсы и аналитика. Личный опыт: от слез до успеха.

Рано или поздно перед любыми бизнесами встает вопрос масштабирования. Даже если ты – весь из себя творческая личность с керамикой ручной работы и мастерской «окна-в-пол». Перестает хватать соцсетей, локальных ярмарок и сувенирных магазинов. Хочется большего, но с меньшими вложениями. Вот тогда и приходят они – мысли податься на маркетплейс.

Делюсь Озон-кейсом, где мы с женой сначала не поняли, а потом кааак поняли. Осторожно, впереди лонгрид про путь от факапа до чистой прибыли!

Как мы начали: керамика, Ozon и слезы

«Гончаркой» я заболел еще в школе. Ходил в кружок при мастерской, потом развивался сам по мере возможностей. С появлением в жизни жены-художницы перешел с грубой керамики к фарфору. Печь на то время в арсенале уже имелась, счастливо выкупленная за копейки на Авито.

Постепенно керамическое хобби захватило все мое послерабочее время. Подключилась жена с росписью, и даже свой стиль появился. Фотки из соцсетей, выложенные «на похвастать», стали приводить покупателей. Так мы с супругой пришли к работе на 2-х работах и неплохим локальным продажам.

Врать не буду, сразу очень хотелось отказаться от офиса и полностью уйти в керамику. Однако на местном рынке мы уже уперлись в потолок. Как-то так и возникла идея продавать на Озоне. По отзывам все выглядело заманчиво и перспективно.

В лужу с двух ног

Сразу отвечу на частый вопрос, почему мы выбрали именно эту площадку, а не WB. Причин много, но из основных:

  • меньше конкурентов – при более-менее одинаковой аудитории продавцов на WB больше, и шансы продать, соответственно, ниже;
  • обучение – у Ozon огромное количество полезных материалов, гайдов и курсов для селлеров в свободном доступе;
  • нет необоснованных и неожиданных штрафов – было бы печально прогореть на старте из-за какой-то несущественной мелочи.

Да и в целом показалось, что торговля лучше будет на Озоне именно идти. В статьях и обзорах часто мелькала информация об удобных инструментах продвижения и аналитике, о более платежеспособной аудитории.

И что же при таких раскладах могло пойти не так? Оказалось, что все. Из наших специально подготовленных и топовых ваз купили только одну. За месяц. Самую дешевую.

Что мы делали не так

Я не буду описывать наши с женой эмоции и упаднические настроения. Лучше сразу перейду к конструктиву.

На холодную голову мы решили копать. Цель была отыскать реальные отзывы продавцов на Озоне (а не инфоцыганщину в духе «сделал 500к/месяц на стельках с Али»). Пока анализировали чужие неудачные кейсы, поняли, где облажались сами. Выводы были такие.

  1. Не проанализировали нишу ни по спросу, ни по конкурентам (здесь только поверхностно). Смотрели только цены. А между тем, простейшая аналитика показала бы, что с такими вазами и по таким ценникам, как мы рискнули поставить, заходить точно не стоит.
  2. Пренебрегли seo и не заполнили толком карточки, что сказалось на выдаче. Описали только, какие вазы наши красивые распрекрасные в двух словах и все.
  3. Не заморочились с видео и вкусными фото, а это, по сути, самое важное. В интернете товар работает «лицом». У нас же были по 2-3 фото на белом фоне. Отсюда следующий косяк.
  4. Проигнорировали инфографику, что могло бы сразу закрыть вопрос с размерами и материалом. Не поверите, сколько покупателей уходит с карточки, потому что лень читать описание)))
  5. Не разобрались с инструментами продвижения у Озона. По отзывам продавцов самая тема – это участие в акциях и стимулировать писать отзывы за баллы.

Появились сомнения и относительно правильности выбора FBS-склада. Максимально влиять на географию продаж позволяла только работа по FBO-системе.

Попытка №2

На фоне инсайтов после анализа мы решили снова штурмовать нишу Ozon-керамики, но уже не с вазами. В качестве ниши выбрали крафтовый фарфор для дома – тарелки, блюдца, кружки, чашки. Идея заключалась в том, чтобы соединить практичность и стоимость «фабрички» с уникальностью «крафта».

Для этого мы закупили напрямую у завода партию фарфоровых заготовок, разработали несколько трафаретов и ударными темпами занялись декором. По итогу у нас была готова партия посуды в минималистичном стиле. Рисунки были для начала простенькие, животные, цветочки в таком небрежном стиле, далеком от реализма.

Также сделали ставку на FBO. В результате не прогадали ни со складом, ни с подготовкой, ни с анализом. За первые же 3 недели партия из 38 изделий была распродана!

Как мы продолжали: ценники, FBO, реклама

Безусловно, для заработка на Озоне важны отзывы, истории факапов и успехов, которые ты читаешь в идеале ДО старта. Но не все нюансы можно узнать из отзывов, дьявол прибыли кроется в деталях продаж на площадке:

  • сколько ставить и что включать в цену;
  • торговать со своего склада или с озоновского;
  • как продвигаться своими силами, если никогда не занимался настройкой рекламы сам, а нанимать кого-то – дорого.

Рассказываю, как разбирались в этих дебрях мы.

Из чего состоит цена

Сейчас будет минутка капитана очевидности: чтобы заработать, надо не просто продать, а продать в плюс. Условная тарелка с котиками должна отбить стоимость заготовки, затраты на декор и транспортировку. Не забываем и об амортизационных расходах печек и людей, а также издержках – разбили, сломали, потеряли.

Комиссии маркетплейса рекомендую изучать по базе знаний Озон Селлер. Отзывы от продавцов, особенно из других ниш, тут не помогут. Вкратце – готовьтесь отстегивать:

  • за продажи – с каждой проданной тарелки маркетплейс возьмет процент; он фиксированный, но для каждой категории товаров свой (у нас, например, 19%); еще 1,5% уйдет на оплату эквайринга;
  • доставку – за логистику (от 63 до 1260 руб. за один товар) и последний этап доставки до самого покупателя (до 500 руб. за один товар); плюс плата за хранение на складе;
  • возвраты и отмены – за бесплатные возвраты покупателей, как и везде, платит продавец; возьмут по тарифу за обработку и доставку к вам.

При желании можно потратиться на дополнительные услуги – от рекламной кампании до ускоренной выдачи денег (по стандарту продавцам платят 2 раза в месяц). Но если желания нет, то никто вас прессовать и заставлять купить допы не будет.

Какой склад выбрать

Существует 3 схемы продаж на Озоне. В отзывах в равной степени фигурируют FBO и FBS, про realFBS я видела меньше информации. С FBO хранение и доставку селлер отдает на аутсорс маркетплейсу, а с FBS продавец сам хранит товар, собирает заказы и отвозит в пункт приема. А вот realFBS требует от продавца бОльшей ответственности, зато там более гибкие условия по доставке, хранению товара, управлению продажами. В нашем случае не было необходимости даже пробовать такой способ, поэтому сначала мы выбрали FBS.

Поначалу FBS показался удобнее, и при первом заходе мы использовали именно эту схему. Однако на этапе кототарелок было принято решение перейти на FBO. Почему:

  1. Хотелось максимально сократить время доставки и расширить географию покупателей.
  2. Из-за выросшего объема продаж стало трудно сочетать крафт с менеджментом заказов и поездками до пункта приема товаров.
  3. Переживали, что из-за авралов запутаемся в сроках отправки, разочаруем клиентов и наполучаем штрафов.

В целом, с переключением на FBO дышать стало легче в плане времени и нервов. Сейчас Ozon полностью занимается логистикой до покупателя, сроками, статусами и возвратами.

Как продвигаться на маркетплейсе

Естественно, продавать фарфоровые тарелки с котиками придумали не мы, а еще древние египтяне какие-нибудь. Конкурентов на площадке много, поэтому продвижением нужно заниматься обязательно. Отстроиться и бустануть продажи помогут отзывы за баллы, участия в акциях.

Все эти инструменты не требуют стартовых вложений – что-то полностью бесплатно, что-то оплачивается в конце месяца или по факту продажи. Зато с ними можно:

  • продвигать товары за счет площадки, участвуя в акциях;
  • мотивировать и расположить к себе покупателей отзывами с фото и видео за бонусные баллы;
  • подняться в выдаче и заиметь значок «Цена что надо» на карточке товара, откорректировав индекс цен.

Вообще в личном кабинете доступно много вариантов, как улучшить продажи. Есть подсказки, все показано наглядно.

Конечно, есть и другие инструменты, в том числе эффективнее и дороже. Но мы их пока не пробовали. Если же у вас имеется какой-то опыт по теме, обязательно делитесь им в комментариях.

Обязательно смотрите аналитику. Так вы будете понимать, какая акция сработала и как повлияла на конверсию.

-2

Аналитика тоже доступна в ЛК.

Как мы не боялись: штрафы и возвраты

Одна девушка начала торговать на маркетплейсе, но нее свалилось столько штрафов и прочих бед, что она свернула магазин и вернулась в офис! Знакомая история? Я лично что-то такое регулярно встречаю в комментариях к кейсам или на форумах продавцов.

Поэтому в заключение своего эпоса поделюсь самыми распространенными страшилками про Ozon, в которые верить не стоит.

  1. Чуть что не так, продавца сразу банят.
    На самом деле для бана надо постараться и набрать 1200 штрафных баллов. Как вариант – включить полного неадеквата, набить магазин контрафактом и обманывать покупателей. Если вы соблюдаете правила площадки, то ничего такого и близко не будет. И за первый штраф не дают сразу 800 баллов, так что до 1200 дойти надо прям постараться.
  2. Штрафуют за любые мелочи.
    Да, есть штрафы, вернее те же штрафные баллы. Но на площадке ясно и понятно описано, за что и в каком размере могут быть санкции. К тому же после начисления штрафных баллов вам дают время на устранение ошибки. Например, если в течение двух месяцев вы исправили ошибку и больше ее не повторяли, то баллы обнулятся, и все с вами будет хорошо. К слову, баллы выдают за очень серьезные проступки, так что порядочному продавцу беспокоиться не о чем:
-3

3. Если у вас нет опыта или миллионов, вы прогорите.
Тоже неправда. Если вы подойдете с умом, проанализируете нишу и спрос, посчитаете все на берегу – все будет нормально. Не пренебрегайте инструментами площадки, Базой знаний, опытом других.

Стоит ли бояться штрафов и прочих пугалок? Мое мнение – нет. Получение санкций от маркетплейса полностью зависит от продавца. Просто помните о золотом правиле любой работы: нормально делай, нормально будет. Что касается возвратов, то в продажах это обычное явление. Просто учитывайте данный момент на этапе ценообразования.

Надеюсь, наш кейс был вам чем-нибудь полезен или по крайней мере интересен. Если есть вопросы, с радостью отвечу в комментариях и помогу, чем смогу. Желаю всем хороших продаж!