Луиджи Баццани, итальянский художник XIX века, был навсегда покорен погибшим городом Помпеи, который в его время археологи начали откапывать более или менее профессионально, не так, как это делалось в начале столетия, когда горе-копатели во многом сами разрушили и разграбили бесценные артефакты. К концу XIX столетия раскопки в Помпеях раскрыли уже достаточно большую часть римского города, законсервированного со всеми подробностями своего быта. Историки были просто счастливы.
Баццани влюбился в этот город. Он провел тут немало дней, скрупулезно запечатлевая те или иные места в нем. Именно благодаря ему мы сейчас можем видеть, как выглядел откопанный город в конце XIX века. Увы, нынешнее состояние тех же мест гораздо хуже. Поблекли краски, многое просто исчезло и разрушилось.
Но во времена Баццани Помпеи выглядели просто сказочно. Разумеется, туда устремились туристы. Организованных посещений еще не было, любопытные сами бродили по городу, заходили в дома, хватались за что ни попадя, а то и уносили с собой на память то, что можно было отодрать и унести. Именно в результате такого непродуманного подхода мы сейчас в Помпеях имеем то, что имеем. На картине выше художник изобразил двух любопытствующих дам, приехавших посмотреть на Помпеи. Они поражены. Судя по их поведению, грабить город они не собираются, и слава Богу.
Баццани не только запечатлевал развалины какими их видел, с фотографической точностью, но и писал картины на помпейские темы, представляя себе, как все это выглядело в те времена, когда в городе кипела жизнь, когда здания и интерьеры были новыми и целыми. Это сюжетные картины, но в них главное, все-таки, не сюжет, а именно фон — виды города.