Одри Ниффенегер – американская писательница, художница, преподает в университете. Более известна как иллюстратор, книжный дизайнер, создатель графических книг. Написала всего лишь два романа, оба стали бестселлерами. Читала книгу «Жена путешественника во времени» и была очарована сюжетом и его изложением. В предвкушении наслаждения приобрела роман «Соразмерный образ мой».
Умеет Одри выбирать колоритные темы. То герои разминулись во времени, то кладбищенские истории. Рассказ вертится вокруг истории Хайгетского кладбища в Лондоне. Раньше знала, что там похоронен Карл Маркс, но и без него народу предостаточно, почти 170 тысяч населения.
Жили-были две сестры-близняшки, Эди и Элспет, навек рассорились и разъехались по разным континентам. Причина в мужчине, но не все так просто, как кажется с первого взгляда. У одной из сестер родились девочки, тоже близняшки, Джулия и Валентина. Элспет живет в Лондоне, умирает от онкологии и завещает свою квартиру и другое имущество Джулии и Валентине. Квартира по лондонским меркам шикарная, с видом на Хайгетское кладбище. По мне, так мало удовольствия любоваться таким пейзажем, но у каждого свои представления о прекрасном.
Девочки переезжают и начинают обживаться на новом месте. Колоритные у них соседи. Роберт – любовник умершей Элспет, экскурсовод на кладбище, пишет диссертацию по его истории, а историй там не на одну диссертацию. Мартин – составитель кроссвордов и переводчик. Помешан на приметах и гигиене, из дома не выходит, питается продуктами по доставке, дезинфицирует все, что возможно и не можно, с работодателями общается по электронной почте. Постоянно носит перчатки из латекса, а до масок не додумался, эпоха ковида еще впереди. Не выдержав такой жизни, от него уезжает жена Марика. Когда читала про Мартина, вспомнились гениальные строки.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Вернемся к Джулии с Валентиной. Девчонки изучают Лондон, общаются с соседями, никаких новых знакомых не заводят, поскольку близнецы самодостаточны, и нуждаются только друг в друге. Джулия в паре ведущая, потому что старшая. Валентина желает самостоятельности, хочет стать модельером, но от влияния старшей избавиться не может. Вот вокруг этого отчаянного желания и завязывается главная интрига. По мне, так выбран очень замысловатый и рискованный путь к достижению цели, но тогда и повествование не было бы таким насыщенным.
Напоминаю, что все действие так или иначе связано с кладбищем, а также с загробной жизнью. Множество кладбищенских легенд рассказывают о приведениях, и в романе приведения – активные действующие лица. Недавно опубликовала подборку книг о жизни после жизни, «Соразмерный образ мой» тоже можно туда включить.
У романа неторопливый ход событий, автора больше внимания уделяет внутреннему миру героев (весьма глубокому) и житейско-бытовым подробностям (чай пьют литрами). Немного напоминает викторианские романы с привкусом готичности. Множество аллюзий, отсылок и намеков, большинство рассчитано на очень эрудированного читателя, но в конце есть подробные примечания, которые читаются с неослабевающим интересом. Финал грустно-трагичный, причем ожидаемый, но жизнь продолжается несмотря ни на что.