Найти тему

Тяжёлая ноша незавершённых дел.

Сколько энергии отнимает переживание о том, что надо что-то сделать. А если очень много незавершённых дел? Откладывая дела «на потом», мы не решаем проблему, но продолжаем тратить на неё энергию. Мысленно держим в голове, а любая мозговая активность расходует энергию, из-за чего мы устаем не от физической нагрузки.

Почему мы что-то начинаем делать и бросаем на полпути? Во-первых, наш мозг не любит делать что-то новое, здесь срабатывает страх. Во-вторых, мозг пытается сократить расход энергии, здесь приходит лень. С научной точки зрения всё легко можно объяснить:

  • Страх – новое может быть небезопасным. У мозга основная функция сохранить жизнь, поэтому новая деятельность или выход из зоны комфорта воспринимается как потенциальная опасность.
  • Лень – сохранить энергию, избежать истощения организма. И это тоже страх за жизнь. В активном режиме мозг расходует 25% от энергии организма, а в спокойном всего лишь 9%.

Мозг это орган, в котором очень много функций, он управляет всем телом. Мы не можем управлять чувствами на уровне инстинкта, но осознанно можем управлять эмоциями. Признак развития личности – способность управлять эмоциями и чувствами, адекватно реагировать на ситуации и принимать рациональные решения.

Вот представьте, мы просыпаемся утром в выходной день и у нас 100% заряда энергии, которые мы планируем потратим на удовлетворение своих потребностей. А потом вспомнили, что у нас куча незавершённых дел, начинаем их прокручивать в голове. И началось: надо кому-то отдать долг, разобрать хлам на балконе, кому-то помочь, кран течёт – починить, какие-нибудь отчёты доделать, сделать уроки, постирать, погладить и т.д. Мы раздражаемся, энергии уже нет, хотя ещё ничего не сделали, но уже устали и провалялись на диване в грусти и печали. День прошёл – эффективность 0, энергии 0.

Задач меньше не стало, а решать их всё равно придется. И чем больше список дел, тем больше расходуется энергии, а когда энергии совсем не остаётся, начинается прокрастинация. Чтобы были силы и время на себя есть способ расстановки приоритетов задач по матрице Эйзенхауэра:

  • Срочные и важные – было бы идеально если бы этот список был пуст, но чаще здесь дела связанные с чрезвычайными событиями.
  • Несрочные и важные – приоритетные дела позволяющие соблюдать баланс труда и отдыха. Но если их своевременно не решать, они переходят в категорию срочных.
  • Срочные и неважные – рутинные дела, например, разобрать хлам на балконе.
  • Несрочные и неважные – дела от которых нет никакой пользы, например, смотреть сериалы.

Важно учиться расставлять приоритеты и планировать своё время: Сделал дело – гуляй смело!