Найти в Дзене
Культурный код

«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения

Оглавление

Для меня протопоп Аввакум является очень важной исторической личностью. И дело даже не в его церковных, старообрядческих убеждениях, а в том, что он когда-то, находясь в ссылке, проезжал через места, где я когда-то жил.

Если совсем кратко представить Аввакума Петрова (в некоторых источниках Аввакум Петрович), то мы увидим не только верного последователя Русской Церкви, но и профессионального писателя, который в своём произведении «Житие протопопа Аввакума» описал свою историю ссылки и то, как выглядела Сибирь в XVII веке. А ведь это очень важно, ибо ещё несколько веков назад эта хладная часть нашего государства оценивалась не иначе как место отбывания наказания за свои прошлые прегрешения.

Именно поэтому, сегодня, через призму жизни и борьбы протопопа Аввакума, мы с вами посмотрим многие аспекты «вынужденного пребывания в Сибири», в те стародавние времена, когда она только-только покорилась власти Москвы.

«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения
«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения

Хороший друг Никона и царя

Драматизм этой истории проявляется ещё и в том, что в 40-х – 50-х годах XVII века Аввакум был обычным священнослужителем в городе Юрьев-Повольский. Более того, входил в элитный круг церковников – ревнителей благочестия, в рамках которого завёл дружбу как с будущим патриархом Никоном, так и царём Алексеем Михайловичем.

Когда Аввакум занял место протопопа, он сразу прослыл очень строгим человеком, который ревностно следит за соблюдением каждого церковного обряда. Да столь ретиво, что в городе Юрьев-Повольский невольно зароптали жители, притеняемые столь ретивым священнослужителем.

Всё это привело к тому, что в 1651 году протопоп был вынужден перебраться в Москву, чтобы избежать расправы от возмущённых жителей. И временно поселился у Иоанна Неронова – протопопа Казанского собора и своего давнего друга.

«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения
«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения

Непринятие реформ Никона

В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, новым патриархом стал давний друг Петрова – Никон. И новый правитель Церкви немедленно заменил бывших книжников польскими ставленниками во главе с Арсением Греком. Таким образом он начал продвигать свою доктрину исправления русских православных книг на греческий лад, в то время, как Аввакум и другие противники реформы настаивали на окончательном изменении текстов и обрядов на старорусский лад.

В челобитной государю, Петров резко раскритиковал своего бывшего друга. Но государь поддержал точку зрения новоиспечённого патриарха, отчего уже в сентябре 1653 года упрямый старообрядец попадает в темницу Андроникова монастыря. Там ему предложили принять реформу, но Аввакум отказался, за что был расстрижен и отправлен в далёкий Тобольск.

«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения
«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения

Вынужденное путешествие Аввакума по Сибири

Везде, где бы не появлялся упрямый протопоп, он начинал свою агитацию против проводимых реформ. И многие внимали речам Петрова, отчего тобольские власти поспешили отправить его как можно дальше – на реку Лену, которая совсем недавно перешла во власть русской короны. Но дорогой планы поменялись и Аввакуму назначили новое место пребывания – в Забайкалье.

В тот момент, нерчинский воевода Афанасий Пашков вёл завоевательную кампанию против местных племён Даурии. И прибывший протопоп немедленно начал изводить местного управленца тем, что стал в пух и прах критиковать практически любое его решение.

В конечном итоге, во время совместной поездки по реке Тунгуске Афанасий настолько рассердился на слова и дела ссыльного расстриги, что приказал сбросить его и его жену - Настасью Марковну, а также детей с лодки. Благо, что до берега было недалеко и на время Петров, его супруга и дети стали отшельниками.

В отшельничестве старообрядец не успокоился, за что был вызван в местный острог, где не только подвергся экзекуции со стороны Пашкова, но и получил 72 удара плетью. Но и на этом наказание не завершилось – упрямому Петрову, который только-только обжился на новом месте, следовало немедленно отправиться в Братский острог, который на момент описываемых событий уже считался глубоким захолустьем.

«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения
«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения

«Гнус и отношение как к собаке»

В своих воспоминаниях протопоп позже напишет, что не было места хуже на земле, чем Братский острог. Во-первых клеть, в которой сидел расстрига, в летнюю пору постоянно становилась местом пиршества для огромного количества мелких кровососущих насекомых – гнуса. Во-вторых, зимой приходилось «мёрзнуть без платья» и спать на голой земле «аки собака». В-третьих, надсмотрщики весьма халатно относились к исполнению своих обязанностей, из-за чего нередко забывали покорить своего упрямого пленника.

Но Аввакум всё выдержал – по его мнению, ему помогал Бог выдержать столь невероятные испытания для души и тела.

В какой-то момент накал страстей вокруг опального расстриги стал угасать и Петрова перевели под домашний арест. В 1660 году опала и вовсе была снята и измученный, но несломленный старообрядец временно отправился в Москву.

«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения
«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения

Временное возвращение в Москву и новая ссылка

Дорога домой заняла почти три года, с большими перерывами на зимнюю пору. И везде, где бы не останавливался Аввакум, он продолжал агитировать массы против реформ патриарха Никона. К этому времени, к слову, главный церковный духовник попал в большую опалу, а Петров, наоборот, приобретал всё большую популярность как яростный ревнитель истинной веры.

В какой-то момент призывы Аввакума становились всё опаснее – вернуть прежний крест, перестать креститься тремя перстами и низложить Никона. Но только тогда, когда Петров начал фактически критиковать всю Русскую Церковь, Алексей Михайлович был вынужден отправить упрямого мужчину в новую ссылку.

В 1664 году Аввакум пребывает в Мезень, где продолжает вести свою деятельность. И в 1666 году протопоп был возвращён в Москву только потому, чтобы публично подвергнуться проклятию и отлучению от Церкви. В ответ сам Петров наложил анафему на архиереев, за что был на год заточён в Пафнутьев монастырь.

Несмотря на ходатайства могущественных заступников Петрова, в 1667 году старообрядец был высечен кнутом и отправлен на Печору, в город Пустозерск. Благо, что на месте остался язык Аввакума, ибо два его сподвижника – Епифаний и Лазарь были лишены этого важного органа, чтобы не было желания проповедовать «ересь» далее.

«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения
«Протопоп Аввакум Петров – человек, который выступил против церковных реформ патриарха Никона»: великая цена за убеждения

Последние годы жизни

Почти 14 лет на одной воде и хлебе, сидел протопоп в земляной темнице в Пустозерске, откуда беспрестанно отправлял послания и грамоты с призывами сопротивляться Никоновским реформам. В какой-то момент одно такое послание попало в руки нового царя – Фёдора Алексеевича, что вызвало огромный гнев со стороны самодержавца.

В 1670 году в заточение попала и супруга Аввакума, вместе с двумя старшими сыновьями. Обвинения самые серьёзные – пособничество ереси и противодействие церковной реформе. Благо, что Настасья и сыновья покаялись в содеянном, за что избежали смертной казни. Но из земляной тюрьмы супруга Аввакума вышла только в 1693 году.

И хорошо – она не увидела, как любимого супруга, за которым неотступно следовала в любые ссылки, лишили жизни через сожжение 14 апреля 1982 года…

… Но и на кострище, будто не замечая страшных мук, старообрядец продолжал проповедовать пока мог, за что по-прежнему чтим в среде старообрядцев как великомученик, принявший смерть за свои убеждения.

С уважением, Иван Вологдин.

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.