Бывают в практике терапевта случаи, когда клиенты внезапно, без предупреждения уходят из терапии (drop-out). При этом для обеих сторон могут возникать негативные последствия. Несмотря на то, что ситуация рабочая, терапевт чувствует себя «брошенным». Это неприятные эмоции и мысли (что я сделал не так?), потерянное время, неполученное вознаграждение, возможно и сомнение в своем профессионализме. А для клиента – это незавершенные действия (эффект Зейгарник), недопонимание и «недовыраженность» собственных чувств, лишение себя опыта конструктивно завершать отношения.
Уходят от любых психологов и при любых подходах (при этом, безусловно, отмечается положительное влияние создания прочного терапевтического альянса). По данным исследователей, до 50% клиентов преждевременно покидают терапию. Чаще других это люди с выраженными расстройствами личности; с зависимостями; с нарциссическим личностным радикалом; с высокой импульсивностью; со склонностью к избегающему поведению.
Хочу остановиться на некоторых аспектах. Во-первых, что считать преждевременным уходом? Если человек обращается к психологу и уходит после первого – третьего сеанса, это его право. Возможно, ему нужны были консультации, он прояснил ситуацию, получил информацию, наметил пути решения своей проблемы. И ему на данный момент достаточно! Клиент имеет право не иметь четкого запроса и пока не знать – хочет ли он одну/несколько консультаций или готов погрузиться в длительную работу. Клиент - самостоятельный взрослый дееспособный человек. По крайней мере, психологи и неклинические терапевты работают именно с таким контингентом. Я верю в его здоровую часть клиента и считаю, что он имеет право проживать свою жизнь так, как сочтет нужным. Cовсем не обязательно каждому пришедшему на прием к психологу с головой погружаться в длительную терапию. Хотя сейчас все чаще можно встретить разговоры и рекомендации, как мотивировать клиентов на длительную терапию. Вот не согласна я с этим. Я готова позволить каждому человеку жить в естественной красоте его несовершенств, со всеми его комплексами и недостатками. Он сам решит – мешают ли они ему? И потом, кто я такая (несмотря на два высших и кучу повышений квалификации)) этому дееспособному человеку, чтобы за него решать, где и что ему надо усовершенствовать и корректировать. Более того, в бесконечной тяге к саморазвитию и совершенствованию тоже можно усмотреть психологическую проблему… Так что, на вопрос, что же нужно клиенту даст ответ он сам.
Но возможно, дело не в потребностях клиента, а это вы что-то сделали не так. «Не так» - это может быть, вы как специалист совершили ошибку. В этом случае уход клиента (даже и внезапный) – это хороший способ понять эту ошибку и в будущем приложить усилия, чтобы не повторять. Нормальный профессиональный путь совершенствования. Но может быть, вы повели себя не так, как ожидал клиент! И вот это «не так» уже можно не брать на себя. Мало ли, какие представления и желания могут быть у наших клиентов, и о терапевте, и о методах, и о результатах… Мы не должны и просто даже и не сможем (если б и было желание) соответствовать всем пожеланиям. Разобраться в нюансах таких несоответствий специалисту помогают супервизия, интервизии с коллегами, самоанализ, личная терапия.
И, конечно же, важно развивать диалог с клиентом, поддерживать все способы обратной связи. Хорошо прояснить ожидания на берегу – во время установочной сессии. Помню, в начале профессионального пути я жалела времени на все эти уточнения запроса и предложения. Хотелось сразу побыстрее приступить к «настоящей» полезной работе! А потом поняла, что постепенное вхождение в консультирование/терапию с уточнением и прояснением потребностей и возможностей позволяет надежнее устанавливать контакт, создавать прочный терапевтический альянс. При этом, клиент будет чувствовать себя безопаснее, и тогда ему проще будет сказать терапевту и о своих переживаниях, в том числе, и о своей неудовлетворенности, и о желании завершить терапию. И даже в случае раннего завершения у клиента появится ценный опыт нормального расставания. А какое расставание нормально? Думаю, что когда оно не похоже на побег или на месть. Когда дана обратная связь (любая) и сказаны слова прощания.
Какие же могут быть причины преждевременного (и внезапного) ухода из терапии? Приведу некоторые из теории и своей практики. И было бы интересно, если бы вы добавили что-то из своих наблюдений.
- У клиента возникли сложные жизненные обстоятельства – сейчас не до вас и не до терапии.
- Возникли материальные затруднения.
- Появились срочные другие приоритеты.
- Он склонен к эскапизму, имеет тенденцию к избеганию.
- Он захотел поступить с вами так же, как с ним ранее поступали другие люди.
- Его задача была – повысить свою самооценку, показав себе, что никто (и вы) не справится с его сложной и уникальной проблемой.
- Он забыл про сессию вроде бы без причины и ему неловко, стыдно.
- Ему не подошел ваш стиль работы.
- Вы лично ему чем-то не понравились.
- Он не видит прогресса и желаемых результатов.
- Вы сделали что-то не так, и он обиделся, разочаровался.
- Вы недостаточно обговорили на установочном этапе возможные варианты завершения процесса и клиент думает, что все нормально.
- Вы действительно совершили терапевтическую ошибку.
- Он получил поддержку, прояснил дальнейшее направление и ему достаточно.
- После отпуска/каникул/паузы сложно возвращаться к работе над собой.
И вот клиент не вышел на связь и молчит. Тогда для терапевта встает вопрос, надо ли узнавать, что с клиентом и самому инициировать следующую встречу? Некоторые настроены категорично – нет, потому что клиент взрослый человек и его жизнь и его терапия – это его зона ответственности.
Я в принципе согласна с этим утверждением, но сейчас придерживаюсь более мягкой позиции. Если дропаут происходит (а иногда случается!) – могу написать один раз, через достаточный промежуток времени. Для того, чтобы уточнить ситуацию. Иногда это бывает очень к месту, клиент возвращается, работа продолжается. У клиентов с избегающим типом поведения особенно важно бывает разобрать этот момент. Примерные мои слова: «Хочу обратить ваше внимание – в терапии вы показали свой привычный способ реагирования – избегание. Но потом решили вернуться, я это очень поддерживаю! И сейчас мы с вами уже практикуем другой способ действий – не бежим от проблем, а замечаем их, обсуждаем и планируем над ними работать».
Обговаривать вариант завершения терапии можно, кстати, и не на первой установочной сессии, а например, если появляются первые звоночки – опоздания, переносы и др.
Я бываю рада, когда получается обсудить и завершить определенный, пусть и не окончательный, а промежуточный этап. В этом случае у меня есть хотя бы небольшое удовлетворение от работы. А у клиента есть возможность вернуться ко мне или к другому терапевту, или пока самому поработать над проблемой – когда и как он будет готов. Я признаю право клиента закончить терапию и уйти в любой момент. А для меня важно принять и проанализировать полученный опыт. В этом я вижу со своей стороны отсутствие спасательства, доверие клиенту и уважение к его личности.
Автор: Жукова Ирина Валерьевна
Психолог, Онлайн-консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru