Психологическая драма Пабло Ларраина (Pablo Larraín) “Спенсер” рассказывает о трёх днях на Рождество 1991 года, когда семейная жизнь принцессы Дианы и Чарльза после одиннадцати лет брака достигла того момента, что их отчуждение друг от друга стало очевидным.
Несмотря на то, что действие фильма происходит в определённом году и развивается в реально существующем поместье Сандригем, “Спенсер” – это описание событий с усиленной драматизацией с использованием видений, в том числе с Анной Болейн, и предваряется фильм словами: "Сказка, основанная на реальной трагедии" (Fable from a True Tragedy), чтобы подчеркнуть элемент художественного вымысла.
Драма “Спенсер” – это попытка, основанная и на вымысле/допущениях сценариста, и на слухах, и на фактах, показать Диану Спенсер обычным человеком. Как она себя ощущала в рамках королевской семьи под постоянным давлением протокола и невидимых фотографов, которые будто бы дежурят на территории Сандригема, куда вся королевская семья приехала на Рождество. Потому в название вынесли её девичью фамилию, чтобы подчеркнуть акцент на личности вне королевского двора, а также, как ей непросто вписаться в его специфику и как от того ей некомфортно. Так что, да, это попытка, фантазия, потому что то, что чувствовала сама Диана, осталось только в её душе.
Кристен Стюарт в главной роли
Это один из моих любимых фильмов с Кристен Стюарт. Здесь она исполнила главную роль. Я считаю, что очень убедительно. Есть у неё сдержанность, грация и элегантность, которые помогли ей воссоздать на экране образ Принцессы. Она передала ощущение дискомфорта на экране, причём это очень контрастное чувство, даже парадоксальное, особенно опираясь на то, что для каждого члена королевской семьи в поместье предусмотрены индивидуальные покои, есть собственная прислуга, обеспечивается полная безопасность в этих стенах.
Но то, как Кристен Стюарт держится, как напряжены её позы, в которые она ставит Диану, как она идёт по коридорам, словно за ней следят и наблюдают исподтишка, сквозит постоянное сопротивление реальности, в которой она оказалась, и давлению со стороны общественности. Её дискомфорт происходит и из того, что её по большей части не принимали такой, какая она есть, её неоднократно поучали, чтобы изменилась именно она: “Не веди себя, как они ожидают. Они не изменятся, ты меняйся”.
Дискомфорт как основное состояние Принцессы
Поместье Сандрингем в реальности было местом, инициирующим печальные воспоминания для Дианы. Согласно биографии Эндрю Мортона "Диана: её истинная история" (Diana: Her True Story), во время Рождества 1982 года она попыталась покончить с собой, бросившись с лестницы в Сандрингеме. Причиной такому жестокому повороту был роман Чарльза и Камиллы. Кроме того, Диана никак не могла смириться со строгим королевским протоколом проведения праздников, который включал в себя многочисленные смены нарядов (момент с нарядами в фильме отображается). Но что самое странное, несмотря на дискомфорт в Сандригеме, Диана продолжала присутствовать на праздничных мероприятиях и после расставания с Чарльзом. Она делала это ради их детей.
То есть такое понятие как ‘сказочная жизнь принцессы’ в этой драме переворачивается с ног на голову, разбивая иллюзию о безоблачном счастье. Фраза из начала фильма дополнительно подчёркивает эту горькую истину.
Драматург Стивен Найт, который писал сценарий, проявил творческий подход к тому, чтобы предположить, каково было Диане Спенсер, когда она вошла в королевскую семью, о том смятении, которое её настигало каждый раз в моменты официальных мероприятий, какого пика достигло её отчаяние перед разводом с мужем. И это оказался очередной раз, когда мне понравилось, как пишет Найт.
Диана и Чарльз. Елизавета. И самоощущение Дианы при дворе
В фильме, разумеется, затрагивается факт романа принца Уэльского с Камиллой Паркер-Боулз, та была третьим лицом в отношениях Дианы и Чарльза ещё до того, как те вступили в брак. В реальности Чарльз перед свадьбой с Дианой подготовил для любовницы в подарок браслет, о котором Диана узнала, хотя эта информация не должна была до неё добраться.
В фильме же Диана узнала, что он преподнёс им обеим одинаковое жемчужное ожерелье (но, судя по фактам в сети, он в целом практиковал дублировать подарки своим женщинам). Это ожерелье в сюжете служит не только кричащей об измене уликой, но также метафорическим ошейником. Ожерелье идёт сквозь всё повествование – и в итоге Диана срывает с себя это пыточное орудие. Зная про то, как вёл себя Чарльз, делая так больно жене изменами и дублированными подарками, ожерелье служит яркой метафорой негатива. Сам по себе жемчуг красивый, но опять же только внешне, в контексте этого сюжета он служит символом обмана, как сумма всех обид Дианы на Чарльза.
В целом их отношения себя уже исчерпали, нося лишь протокольный характер. Но я вдруг подумала, что этой историей дана возможность поразмыслить, каково живётся человеку, который попадает “не в свою среду”, хотя и имеет все данные для того, чтобы в ней быть и даже процветать. Манеры, образование, статус, происхождение, симпатию со стороны родственников мужа (это сведения из открытых источников, не выдумка, её приняли и Елизавета, и её мать, и принц Филипп).
То, что Елизавета была расположена к Диане, отмечается и в фильме. Диана часто не соблюдала дресс-код, приготовленный заранее для мероприятий, а, увидев наряд Королевы в её праздничном обращении на ТВ, сделала комплимент платью. Елизавета ответила, что камердинер приготовил тогда другой наряд, именно это платье выбрала она сама, подчёркивая этим самым своё расположение к Диане. “Единственный твой важный портрет, который делают, это на банкноту. В этот момент ты понимаешь, что ты валюта”. Осознание того, что все они всего лишь валюта, они двойники самих себя, они обязаны служить народу, заставлять своё тело терпеть то, что ненавидишь, помогало Елизавете относиться снисходительно и с мудрой мягкостью к бунтующей Диане.
Та как раз испытывала телесные муки от непринятия двора в своей жизни: булимия, склонность наносить себе порезы, порыв броситься с лестницы, видения с участием Анны Болейн, странные фантазии, как она ест жемчуг в супе - всё это от неудовлетворённости и пребывания не на своём месте. Чарльз упрекал Диану из-за булимии, что она напрасно расходует еду, и через такой художественный элемент как поедание жемчуга показана нездоровая картина их брака. Он переживает за расход продуктов, но не думает, каково ей, даже больше – он дарит одинаковые подарки ей и любовнице. Диане буквально пытаются скормить что-то, что невозможно переварить.
Внешняя картина того, что она Принцесса, а это значит, что должна быть счастлива, потому что вхожа во дворец, у неё двое детей и множество восхищающихся ею людей - это лишь иллюзия. Исходя из увиденного, она сама себя ощущала ещё хуже, чем валюта, она себя ощущала пугалом на поле. И так устала, что решила тайком укрыться в резиденции Парк-Хаус на территории поместья Сандригем, где прожила до 14 лет. Поэтому мне кажется, это больше исследование на тему человека, который испытывал муки от того, что проживает не свою жизнь, раз ей хотелось постоянно сбежать из этого места и от этих людей.
Разумеется, проблемы в браке имеют значение, но они могли начаться именно потому, что Диана осознала, что они очень разные с этим человеком. Диане физически требовалось отделение себя от королевского двора. Финальная сцена, в которой она убегает из поместья, угощает сыновей фаст-фудом, а сама впервые за весь фильм выглядит расслабленной, является предположением сценариста о том, как бы она хотела жить, что делать и как себя чувствовать.
Стиль, который создала для экранной Дианы Жаклин Дюрран
Поскольку стиль Принцессы Дианы был предметом обсуждения и изучения, он стал неотъемлемой частью её публичного портрета, то и в этом фильме гардеробу экранной Дианы уделили пристальное внимание.
Художником по костюмам на проекте была Жаклин Дюрран (Jacqueline Durran). Она сказала, что режиссёр Пабло Ларраин и она решили не брать костюмы, которые Диана носила именно в конце 1991 года.
Гардероб для фильма создан на основе периода с 1988 по 1992 год. Диану очень много фотографировали и, если бы какой-либо из её костюмов был скопирован, это можно было бы легко отыскать и сверить с датой, а при несовпадении возникли бы споры и замечания. Потому для фильма был создан гардероб, который детально не повторяет наряды. Дюрран не стала в точности копировать костюмы, которые Диана носила в те выходные, а вместо этого черпала вдохновение из её стиля в целом.
Жаклин Дюрран смешала различные элементы известных нарядов Дианы, добившись того, чтобы всё её костюмы были похожи на одежду, которую могла бы носить Принцесса. Это творческий подход, который отражает главное художественное качество фильма, сплетая воедино мрачную сказку и смутные воспоминания, чтобы отразить вымышленную версию событий в королевском поместье Сандрингем.
При подготовке к фильму Дюрран, выросшая в Англии в то время, когда принцесса Диана вошла в королевскую семью, посмотрела на её стиль новыми глазами, исследуя образы в целом за 15 лет её пребывания в качестве принцессы Уэльской. Жаклин Дюрран изучила огромное количество фото. Их она рассортировала по группам – цвет, геометрические принты, шотландка. Это дало понимание о самых предпочитаемых нарядах. Например, тёмно-синий блейзер и джинсы в сочетании с балетками и сумкой Chanel – сочетание, которое Диана часто повторяла на протяжении 90-х.
Дюрран сказала о некой книге учёта, в которой отображены все выходы Принцессы, но она не решилась запросить такую у королевского дворца.
Как и на любом королевском приёме, мероприятия в Сандрингеме требовали соблюдения официального дресс-кода, что и исследуется в фильме, сопоставляя личные предпочтения Дианы в стиле с предпочтениями семьи Виндзор.
Получилось сбалансированно – сочетание повседневного гардероба и строгого для выхода в свет, то есть джинсы, свитера, куртка-бомбер в университетском стиле против юбочных костюмов и платьев.
Главный акцент – это официальный гардероб из винтажных вещей, сшитых на заказ. Дюрран сотрудничала с Chanel, чьи вещи часто носила принцесса Диана. Кстати, Кристен Стюарт была лицом Дома на момент съёмок фильма, что продолжается и сейчас.
В архиве Chanel было красное пальто, в котором Диана приезжала в гости к президенту Франции в 1988 году, синий жакет-кардиган, который она надевала на Рождество 1992 года. Также они переделали кремовое платье с золотой вышивкой и пышной юбкой.
Дюрран отразила эклектичную гамму стиля Дианы, отдавая дань её любви к ярким цветам, асимметрии и вечерним нарядам скульптурных силуэтов (фисташково-зелёное платье, которое Диана надела для праздничного ужина). Платье такого кроя является противовесом пышному бальному платью.
Гардероб включает также клетчатый жакет, строгие блузки, пальто персиково-кремового оттенка, а также жёлтый костюм с юбкой в морском стиле и пиратской шляпой (создан по мотивам визита Дианы на военно-морскую базу в Портсмуте).
Куртку-бомбер Дюрран купила в винтажном магазине, потому что в похожей куртке Диана появлялась в реальной жизни. И Кристен Стюарт она тоже понравилась.
В свадебном платье Дианы от David Emanuel Жаклин Дюрран отказалась от точности. Иначе это забрало бы четверть бюджета на производство всего фильма. Было куплено свадебное платье 80-х годов и адаптировано в соответствии с бюджетом и ключевыми элементами оригинального платья.
Снова об ожерелье
Самым символичным украшением фильма является жемчужное ожерелье, упомянутое выше и напоминающее о стиле, который Диана предпочитала в 80-х, в том числе на таких мероприятиях, как турне по Канаде в 1983 году. “Это ключевая часть фильма", - говорит Дюрран. Дизайнер по костюмам сотрудничала с ювелирной компанией Mouawad, брендом, создавшим корону "Мисс Вселенная", чтобы подобрать жемчуг нескольких размеров, остановившись на бусинах среднего размера.
Жемчужное ожерелье появляется в начале фильма, когда героиню Стюарт начинает преследовать история Анны Болейн. Вторая жена Генриха VIII, Болейн, была известна тем, что носила жемчужное ожерелье с буквой "Б", если судить по портретам. В фильме королевская особа рассматривает смерть Болейн от рук её мужа как предчувствие того, что может с ней случиться, если высшие эшелоны общества когда-нибудь отвернутся от неё.
На протяжении всего фильма Диана надевает ожерелье, подаренное принцем Чарльзом, на семейные торжества, она знает, что оно похоже на украшение, которое муж подарил Камилле Паркер-Боулз, и даже предлагает его одной из служанок поместья. Диана признаёт, что жемчуг красив, и что он не виноват в том, что у неё происходит. В финальной сцене - одной из самых драматичных - Диана срывает ожерелье, что символизирует, как уже сказано, её освобождение из позолоченной клетки.
***
В сцене, когда Диана сбегает в Парк-Хаус, она одета в кремово-золотистое платье без бретелек с фатиновой юбкой, которое Дюрран считает “ключевым нарядом” в фильме. Платье, созданное по архивным изображениям дома Chanel, было воссоздано домом по дизайну Карла Лагерфельда. Это платье имеет сходство с несколькими реальными нарядами Дианы, в частности с бело-золотым платьем Emanuel, которое принцесса носила в 1980-х годах.
Диана видит призрак Болейн, одетый в платье в стиле Тюдоров, которое Дюрран приобрела в прокатной мастерской костюма Sands Films в Лондоне. Она создала образ по примеру наряда, который можно увидеть на портретах с Анной Болейн, выставленных в Национальной галерее в Лондоне. “Странно, когда в контексте современного фильма приходится внедрять сугубо исторический элемент, а твоя голова при этом полностью погружена в 80-е”, - говорит Дюрран о трудностях, с которыми столкнулась во время работы над этой сценой.
Жаклин Дюрран сказала, что её целью было создать гардероб, который не затмевал бы актрису, исполняющую роль Принцессы, а также показал бы зрителям личность: “Это был освобождающий взгляд на Диану".