Найти тему
Закулиса Премудрая

Документальная драматургия и ее основные особенности (конспект)

Автору художественного произведения историко-документального характера, тем более сценаристу, создающему произведение публицистическое, рассчитанное на широкого зрителя, необходимо обладать самыми общими представлениями о сути Историзма и Антиисторизма. Без этого ему будет трудно создать подлинно художественное произведение на историческом материале, поскольку сама художественность такого произведения не в малой степени определяется тем, насколько историчен, то есть правдив, создаваемый в нем образ прошлого. И, соответственно, - чем «художественнее», чем ярче будет расцвечен ложный, антиисторический образ прошлого, тем менее художественным, в подлинном значении этого слова, будет данное сочинение. Сущность историзма можно изложить кратко и вполне ясно с помощью формулы Гегеля: исторический факт не равен самому себе. Это значит: не существует такого факта, который не имел бы причин для своего поколения, который существовал бы изолированно от других современных ему фактов и который не имел бы тех или иных последствий. Речь идет, таким образом, идет о таком подходе к изучению фактов прошлого, при котором рассмотрение любых исторических событий в рамках соответствующих причинно-следственных рядов является категорическим императивом. И в самом деле – без знания причин, вызвавших появление данного факта, и без учета его положения в контексте других факторов его невозможно правильно понять, а без знания последствий, вызванных данным фактом – невозможно дать оценку его значения.

Исторический факт, взятый с одной стороны, вне многостороннего, всестороннего его осмысления, перестает быть самим собой, теряет свой истинный характер.

Под определением – антиисторизм – попадают все формы обращения к прошлому, по тем или иным причинам «сводные» от рассмотрения  каждого исторического факта, или свидетельства о нем, в ряду причинно-следственных связей.

Теперь рассмотрим такие понятия как «факт» и документ». Документ – это свидетельство о факте.  Факт – зафиксированное событие. Оно существует реально и может быть использовано. Свидетельством может быть та или иная фиксация факта, отразившая, «охватившая» какую-то его сторону. Такой фиксацией могут быть письменные свидетельства о сути происходящего – протокол, стенограмма, купчая, постановления, свидетельство о рождении и т.п.

Фиксацией фактов являются средства запечатления внешнего, «зримого» ряда происходящего – зарисовка, фотография, кинокадр.

Исторический факт на сцене не должен быть равным самому себе. Став частью художественного произведения, он должен говорить о проблемах, волнующих сегодняшнего зрителя. В противном случае он не окажет на него эмоционального воздействия.

Свидетелями факта могут быть летописи, декреты, военные сводки. В представлении «Кому на Руси жить хорошо?» в эпизоде «Взятки- отдатки» были использованы приказы о запрете взяток.

Использование и даже воспроизведение отдельных документов в художественном произведении еще не делает произведение документальным. Документальность произведения определяется «удельным весом» документального материала в составе повествования, таким количеством документов, которое переходит в качество, придает произведению документальный характер.

Обращение к документам – это обращение к ним как к художественным средствам, необходимым для воплощения замысла.

У каждого свой взгляд на события современности. Так и перипетии сегодняшней российской жизни будут по- разному описаны пожилым человеком, ветераном, бизнесменом-предпринимателем и выпускником школы. Поэтому, добиваясь правды, следует использовать разные документальные источники.

Что же является документальным материалом для сценариста?

- Люди – реальные герои, участники и очевидцы событий ( на праздниках реальные герои вызывают эмоции сильнее чем простые герои.

-документами становятся места действия, если они совпадают с местом проведения мероприятия;

- архивные свидетельства, летописи, сводки, все зарегистрированные и сохраненные бумаги;

-документами времени становятся письма, альбомы, разнообразные семейные архивы;

- наглядные (фото, афиши, плакаты);

- технические средства, которые могут зафиксировать моменты времени (аудио голоса – запись голоса Левитана о начале войны, видеоролики (запись парада 45-го года);

- вещественные доказательства – элементы украшений, интерьера, одежды.

При подборе материала следует помнить и обращать внимание на его «свежесть», неожиданность, сенсационность. Правдивый, но многократно использованный материал не дает эмоционального всплеска у зрителей. С этим нужно считаться, например, приглашая к выступлениям ветеранов. Банальные факты, общие разговоры не только расхолаживают зал, они опровергают благородные идеи, к которым стремится выступающий.

И, конечно, любой факт нуждается в художественном продолжении, воплощении средствами искусства. Важно отбирать только такие документы, которые кроме собственного воздействия на зрителей, могут быть еще и театрализованы.

Документальная драматургия – искусство очень молодое. Поэтому до раскрытия сущности художественного метода – монтажа – дело пока еще не доходило.

Важнейшим методом автора-документалиста является сочетание – монтаж документов. Документальное произведение можно представит себе так: 1-ый документ+2-ой документ=3-ий смысл.

При создании таких творческих работ нужно помнить, что с помощью материала исторического – нужно придать масштабность, яркость и увлекательность освещению проблем сегодняшнего дня.

Исходя из всего выше сказанного, документальная драматургия – это драматургия, которая основана на реальных событиях, зафиксированных фактах и не потерявшая на сегодняшний день актуальность и современность.