Когда мы учим все равно что, существует ряд рекомендаций и обязательных действий, которые подойдут абсолютно к любому предмету, не только к языку.
Про эту книгу я рассказываю всем знакомым уже много лет. Она не про математику, она про то, как правильно учиться. Причем, это все основано на научных данных (на тех, которые мы знаем про мозг и его учебу в настоящий момент).
“Learning how to learn” я упомянула не зря, так называется курс Барбары Оакли на курсере, один из самых популярных там, если не самый популярный.
Самое интересное в этой книге то, что так или иначе мы все это уже знали, но иногда полезно узнать еще раз. Итак, вот, что нам поможет лучше учиться по мнению современной науки:
1) Существует два вида мышления: сфокусированное и рассеянное. Для учебы они нужны нам оба. Первый, чтобы познакомиться с новой информацией, загрузить в мозг новые данные. В сфокусированном состоянии мы не можем находиться долго. Второй тип мышления, рассеянный, нужен для усвоения загруженной при помощи сфокусированного мышления информации. После того как мы активно получились, мы отвлекаемся и занимаемся другими делами, в это время наш мозг без нашего активного участия обрабатывает то, что мы ему скормили.
Эти два типа мышления дополняют друг друга: сначала фокусируемся - потом отвлекаемся. Именно поэтому метод прослушивания фоном бесконечных часов аудио на иностранном языке не работает. Если не было фокусировки, то не будет и толку. И лучше 5 минут активного внимания на предмет, чем бесконечные и бессмысленные часы фона.
Но также не надо и бесконечно фокусироваться на одном и том же без отдыха. Все равно не поможет, зато устанете.
2) Есть также два вида памяти (как у компа, ага): рабочая и долговременная. Когда мы что-то встречаем впервые, сначала мы загружаем это в рабочую память. Однако объем такой памяти ограничен, поэтому мы быстро все забываем, что только что узнали. Наша задача при обучении, поместить материал в долговременную память.
3) Для перемещения новой информации из рабочей памяти в долговременную нужны: перерывы в изучении материала, сон, повторение, воспроизведение изученного по памяти (а не простое перечитывание!). Чем больше усилий вы прилагаете к тому, чтобы вспомнить материал, тем глубже он оседает в памяти.
4) Отдых, сон, движение, прогулки и все остальное - также важны для успешной учебы, как и просиживание за учебниками.
5) Положительные эмоции помогают обучению, а вот в гневе, страхе и напряжении мозг работает хуже.
6) Упорство часто бывает важнее ума, а труд и сосредоточенность способны компенсировать недостаток способностей.
В общем, наши предки все это знали: «Повторение — мать учения», «Терпение и труд всё перетрут», «Без терпенья нет ученья».