Найти тему

Международная космическая станция. 28 мая 2024 года

Работу на Международной космической станции продолжает экипаж 71 основной экспедиции в составе: командир экспедиции Олег Кононенко (Россия), Николай Чуб (Россия), Мэтью Доминик (США), Майкл Баррат (США), Джаннет Эппс (США), Александр Гребенкин (Россия), Трейси Колдвелл-Дайсон (США).

На станции прошли динамические операции, связанные с отстыковкой грузового корабля. Кроме того, на Земле в готовности находится еще два корабля, предназначенные для снабжения МКС. Тем временем, экипаж Международной космической станции продолжает передовые исследования в условиях микрогравитации. Сегодня космонавты и астронавты уделили внимание экспериментам по биотехнологии, космическому материаловедению, геофизике и обслуживанию бортовых систем жизнеобеспечения.

ТГК «Прогресс МС-25» перед расстыковкой от МИМ-2 «Поиск». Фото: nasa.blog.com
ТГК «Прогресс МС-25» перед расстыковкой от МИМ-2 «Поиск». Фото: nasa.blog.com

Утро на станции началось с операций по отбытию грузового корабля. Перед расстыковкой управление станцией было передано на Российский сегмент. ЦУП-М выполнил ориентацию станции в заданное положение, протестировал систему навигации «Курс» на корабле и станции, открыл крюки стыковочного механизма на узле Малого исследовательского модуля «Поиск»». Солнечные батареи на Основной ферме Американского сегмента были зафиксированы, а крышки иллюминаторов модулей станции и окон Обзорного модуля Cupola были закрыты.

ТГК «Прогресс МС-25» после отстыковки от станции. Фото: nasa.blog.com
ТГК «Прогресс МС-25» после отстыковки от станции. Фото: nasa.blog.com

В 08.39.23. UTC по командам специалистов ЦУП-М пружинные толкатели оттолкнули ТГК «Прогресс МС-25» от стыковочного узла Малого исследовательского модуля «Поиск». Под действием импульса корабль был отведен в безопасную зону вблизи станции. Контроль расстыковки велся по видеоконтрольному устройству ВКУ-2 в МИМ-2 «Поиск». Наблюдение и фотографирование стыковочного узла ТГК «Прогресс МС-25» в процессе его отхода выполнялось через иллюминатор модуля. По результатам осмотра космонавты доложили на Землю, что обе уплотнительные резинки на месте, все штатно, повреждений нет. Полученные снимки загрузили в компьютер и оперативно сбросили их в ЦУП-М. Контроль отхода грузового корабля велся с пульта ТОРУ, размещенного на центральном посту СМ «Звезда».

Вид на станцию с телекамер грузового корабля. Фото: Роскосмос
Вид на станцию с телекамер грузового корабля. Фото: Роскосмос

Корабль выполнял маневры в автоматическом режиме в соответствии с заложенными алгоритмами и навыки Олега Кононенко по управлению с помощью ТОРУ не понадобились. Отойдя на безопасное расстояние, ТГК «Прогресс МС-25» выдал импульс на расхождение и перешел на другую орбиту.

В 11.48.00. UTC двигатели корабля были включены на торможение. В результате выданного импульса ТГК «Прогресс МС-25» в 12.21.00. UTC сошел с орбиты. В 12.29.00. UTC корабль вошел в плотные слои атмосферы и прекратил свое существование. Несгоревшие элементы его конструкции упали в несудоходном районе южной части Тихого океана.

ТГК «Прогресс МС-27» в автономном полете. Фото: nasa.blog.com
ТГК «Прогресс МС-27» в автономном полете. Фото: nasa.blog.com

Проводив грузовик, Олег Кононенко и Николай Чуб воспользовались включенной установкой ТОРУ и провели тренировку по дистанционному управлению грузовым кораблем. В Служебном модуле «Звезда» они отработали свои навыки по ручному сближению, облету и причаливанию корабля на бортовом тренажере. Были выполнены три режима с различной дальностью, набором тормозных двигателей причаливания и ориентации ДПО и светотеневой обстановки. В ходе сеанса связи космонавты проработали бортовую документацию с инструктором в ЦУП-М, изучили данные на стыковку и разобрали нештатные ситуации.

Полугодовым техническим обслуживанием беговой дорожки Т2 в первой половине дня занимались Трейси Колдвелл-Дайсон и Джаннет Эппс. В Узловом модуле Tranguility они сняли стойку с тренажером из посадочной ниши и развернули для обслуживания. Затем они осмотрели системы тренажера, смазали оси, проверили и отрегулировали натяжение приводного ремня, заменили и настроили вкладыши амортизационных стаканов. Следуя регламенту были затянуты крепежные детали и проверен ход полотна дорожки. Ниша стойки тренажера и внутренние устройства были очищены, излишки смазки удалены. Все операции фотографировались для контроля операций наземными специалистами. По завершению работ Т2 был возвращен на место и проведена его проверка с забегом в тестовом режиме. По итогам анализа данных ЦУП-Х допустил Т2 к тренировкам.

Свой день Александр Гребенкин начал с контроля атмосферы в модулях Российского сегмента. Используя пробоотборники ИПД и АК-1М космонавт провел забор проб воздуха в Функционально-грузовом блоке «Заря». Служебном модуле «Звезда» и Многоцелевом лабораторном модуле «Наука». Проверялись данные на параметры состава атмосферы и отсутствия признаков угарного газа и аммиака. Выполнив анализ, Александр Гребенкин загрузил полученные данные в станционный компьютер для отправки результатов на Землю.

Большую часть своего дня Майкл Баррат занимался научными операциями. Он начал рабочий день в японском модуле Kibo, настраивая компоненты биологической среды обитания. Астронавт проверил и настроил блок обитания мышей MHU, установленный в центре клеточной биологии CBEF. Этот комплекс состоит из 12 отсеков для содержания грызунов с интегрированной системой жизнеобеспечения, системой контроля окружающей среды и системой наблюдения. Были заменены фильтры воздуха, устройство для удаления помета, отрегулирована система подачи воды и питательных палочек. Также Майкл Баррат испытал работу центрифуги для создания искусственной силы тяжести при работе совместно с блоками MHU. Астронавт протестировал каналы передачи данных, контроля атмосферы и видеорегистрации поведения мышей в невесомости.

Космонавты работают с аппаратурой ТОРУ. Фото: Роскосмос
Космонавты работают с аппаратурой ТОРУ. Фото: Роскосмос

Завершив обработку проб воздуха Александр Гребенкин приступил к техническому эксперименту «Сепарация». Исследование проводится в Многоцелевом лабораторного модуле «Наука». В нем ведутся испытания и отработка в условиях микрогравитации системы регенерации воды из урины. Космонавт провел замену емкости, установив ЕДВ-У, заполненную сточными водами из АСУ, а также снял заполненную емкость с переработанной водой. Он проверил систему на герметичность, а затем запустил процесс переработки. После этого он отобрал пробы переработанной воды и уложил их на хранение.

Исследованием космического материаловедения занимался Мэтью Доминик. На установке Metal 3D, размещенной в стойке EDR-2 европейского модуля Columbus, астронавт открыл выпускной клапан на металлическом 3D-принтере, отрегулировал параметры аппаратуры и настроил дальнейшие операции по печати. Целью разработки машины для аддитивного производства, является отработка технологии изготовления тестовых образцов, приобретение опыта печати металлических 3D-форм на орбите и оценки качества печати в условиях микрогравитации. После настройки установка Metal 3D была закрыта и снова помещена в стойку EDR2.

Исследованием футуристических техник пилотирования на компьютере во второй половине дня занимался Олег Кононенко. Эксперимент «Пилот-Т» исследует надежность профессиональной деятельности космонавта в длительном космическом полете. Космонавт облачился в специальный шлем, оснащенный датчиками для съема электроэнцефалографического сигнала головного мозга, и прикрепил к телу медицинские датчики для регистрации физиологических параметров. Затем он выполнил ряд имитационных задач по ручному управлению сложными динамическими объектами с учетом шести степеней свободы движения - трех у управляемого космонавтом корабля и трех у космического объекта, с которым нужно стыковаться. Эксперимент проводился на бортовом компьютерном тренажере, оснащенным двумя ручками управления, имитирующими характеристики пространственного движения виртуального космического корабля в реальном масштабе времени. По окончании выполнения задач Олег Кононенко прошел когнитивные тесты, направленные на оценку памяти, мышления, переключения внимания, скорости и точности сенсомоторного реагирования.

Обслуживание скафандров в ШК Quest. Фото: nasa.blog.com
Обслуживание скафандров в ШК Quest. Фото: nasa.blog.com

После обеда Трейси Колдвелл-Дайсон присоединилась к Мэтью Доминику в Шлюзовом модуле Quest для обслуживания скафандров EMU, предназначенных для работы в открытом космосе. Сегодня астронавты выполнили несколько мероприятий в рамках подготовки к предстоящей внекорабельной деятельности в июне. Эти задачи включали в себя очистку контуров EMU, подпитку водой системы охлаждения скафандров LVCG и разгрузку воздушного шлюза от оборудования, которое не будет использоваться при разгерметизации. Во время очистки контуров EMU вентилятор на скафандре №3004 не запустился. Наземная команда попросила экипаж предпринять несколько шагов по устранению неполадок, но вентилятор восстановить не удалось. Специалисты в настоящее время анализируют ситуацию и готовят рекомендации по замене вентилятора или использовании резервного скафандра.

Медицинское обследование начал Николай Чуб. Космонавт прикрепил к себе датчики холтеровского монитора для суточной регистрации физиологических параметров. В непрерывном режиме велась регистрация сердечной деятельности с фиксацией электрокардиограммы и артериального давления.

Работами с санитарно-гигиенической системой Узлового модуля Tranguility занималась Джаннет Эппс. Она подготовила процессор солевого раствора BPA к началу нового технологического цикла. Для этого астронавт сначала извлек обработанный пакет для рассола из BPA и установил новый пустой пакет. Затем Джаннет Эппс настроила систему перекачки мочи UTS на слив из рециркуляционного бака RT в пустой мешок для рассола BPA. BPA позволяет повысить эффективность рекуперации воды с 87% до 97%. Кроме того, бортинженер заменил емкость ЕДВ в месте выгрузки из системы UTS. Основная цель UTS - обеспечить автоматизированный контроль потока мочи из туалетной системы и отделения гигиены отходов WHC или из внешних контейнеров для хранения в сборный резервуар для хранения сточных вод WSTA.

С помощью фото и видеоаппаратуры, имеющейся на борту станции, Александр Гребенкин выполнил инструментальные и визуальные наблюдения. Геофизический эксперимент «Экон-М» предназначен для оценки экологической обстановки. Визуальное наблюдение и съемка различных полигонов и зон с промышленной концентрации велась через иллюминаторы Служебного модуля «Звезда».

Центрифуга лаборатории клеточной биологии CABL. Фото: nasa.blog.com
Центрифуга лаборатории клеточной биологии CABL. Фото: nasa.blog.com

Продолжением работы с аппаратурой стойки с лабораторией по клеточной биологии продолжал работу Майкл Баррат. В рамках профилактики астронавт провел замену ряда компонентов установки. В первую очередь был установлен, подключен, настроен и проверен новый двигатель для центрифуги, которая может обеспечить нагрузку до 2g. Затем, в камере с инкубатором были установлены новые датчики температуры, влажности и контроля углекислого газа. Астронавт подключил все приборы к коммуникационным линиям и проверил прохождение сигнала. Далее в лаборатории SABL Майкл Баррат разместил два контейнера BEU для биологических образцов. Все эти работы выполнены в рамках подготовки к предстоящим экспериментам по биологии.

Новый цикл исследований физики жидкости провел Николай Чуб. В эксперименте «Дисперсия» отрабатывается технология жидкостного разделения фаз в системах полимер-растворитель и поведения жидкофазных дисперсий различной природы в условиях микрогравитации при изменении температуры и воздействии вибраций, электрического и магнитного полей. Космонавт заменил кюветы с раствором, разместил их на стенде, загрузил программу выдачи вибраций, настроил видеосъемку и запустил исследование. Затем он наблюдал и снимал на цифровую видеокамеру процессы фазового распада и расслоения в сложноструктурированных дисперсных системах.

Подготовку к заменен компонентов в экспериментальном модуле SoFIE-MIST в стойке по изучению горения CIR Лабораторного модуля Destiny выполнила Трейси Колдвелл-Дайсон. Она извлекла с мест хранения, распаковала и подготовила к установке держатели для образцов, наконечники с шарообразными образцами, снабженными термопарами, рычаги воспламенителя, датчики контроля и разъемы коммутации. Замена оборудования запланирована на среду для поддержки эксперимента SoFIE-MIST по испытанию материалов по воспламенению и тушению.

Вечером Трейси Колдвелл-Дайсон вернулась к том с чего начала день – обслуживанию спортивных тренажеров в Узловом модуле Tranguility. В рамках регулярной технической профилактики астронавт выполнила удаление и замену цилиндра-маховика на ARED. Тренажер ARED помогает астронавтам поддерживать мышечную силу и массу, используя вакуумные цилиндры с регулируемым сопротивлением, приводимые в действие поршнями, а также систему маховиков для имитации упражнений со свободным весом в условиях нормальной силы тяжести.

Стартовые площадки Космического центра им. Дж. Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде с борта МКС. Фото: nasa.blog.com
Стартовые площадки Космического центра им. Дж. Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде с борта МКС. Фото: nasa.blog.com

В проверке зрения, в качестве медицинского работника выступил Майкл Баррат. С использованием оборудования оптической когерентной томографии ОКТ он провел офтальмологические обследования у Мэтью Доминика и Джаннет Эппс. Метод ОКТ аналогичен ультразвуковому исследованию, с использованием света вместо звука. В исследовании изучается влияние микрогравитации на зрение космонавтов, длительное время находящихся в космосе.

Для продолжения исследования сна на орбите Трейси Колдвелл-Дайсон заменила батарейки в аппаратуре и наушники для проведения ушной электроэнцефалограммы. ЭЭГ используется для изучения электрических сигналов в мозге. Исследование долгосрочного мониторинга сна изучает физиологические различия между сном на Земле и в космосе с использованием мониторинга сна на основе ушной электроэнцефалографии ЭЭГ. Исходная картина естественного сна отдельного астронавта на Земле устанавливается на основе записей сна до и после космического полета. Затем эта исходная картина сравнивается с режимами сна, наблюдаемыми во время полетов на МКС.

На мысе Канаверал специалисты компаний Boeing и ULA, а также агентства NASA, продолжают предпринимать попытки запуска нового корабля Starliner в свою первую испытательную миссию с экипажем. Разработчики Boeing решили не устранять утечку гелия из служебного отсека корабля Starliner перед его стартом. Кислородный клапан на ракете Atlas V, который вызвал отбой пуска 6 мая был заменен. После этого Boeing и NASA приняли решение запускать корабль Starliner с двумя астронавтами к МКС без замены небольшого уплотнителя на системе подачи гелия в служебном отсеке, выявленного в ходе устранения замечания на ракете-носителе. Утечка касается лишь одного из 28 двигателей, используемых для управления ориентацией космического корабля, и достаточно мала, чтобы быть опасной. Везти корабль в цех и полностью перебирать блоки двигателей признано неэффективным. Вместо этого инженеры последят за утечкой перед стартом 1 июня, и если она не увеличится, то старт состоится.

#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос