Найти в Дзене
Петрозаводск говорит

Транспортная реформа в Петрозаводске обернулась скандалом

Текст, фото: Антонина Кябелева

3 июня 2024 года состоялось заседание Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Карелии, которое определило ближайшее будущее транспортной реформы в Петрозаводске, стартовавшей в июне 2023 года.

Тогда в карельской столице на маршрутах № 5,14 и 29 появились современные автобусы гатчинской компании ООО «Транс-Балт». Компания стала работать по регулируемым тарифам, подразумевающим выполнение муниципального заказа за определенную сумму. Прежние автоперевозчики, работавшие на этих маршрутах, попытались оспорить решение петрозаводской администрации в суде.

В 2023 году Петрозаводский городской суд встал на сторону шести транспортных компаний – ООО «Автосити», ООО «АТП-2», ООО «АТП-3», ООО «АТП-4 Тосноавто», ООО «АТП» и ООО «Транспортная компания», которые добивались отмены документа планирования регулярных перевозок.

Этот документ определял порядок перехода конкретных автобусных маршрутов с нерегулируемых на регулируемые тарифы. Но в конце 2023 года Верховный суд Карелии вернул дело на новое рассмотрение. К шести компаниям, оспаривающим документ планирования регулярных перевозок, присоединился еще один административный истец – ООО ТК «Паллада».

-2

22 февраля 2024 года судья Петрозаводского городского суда Анна Нуриева удовлетворила иск транспортных компаний, признав недействующим документ планирования регулярных перевозок в части, касающейся отмены некоторых маршрутов и перевода других маршрутов с нерегулирумых на регулируемые тарифы. Это решение попытались обжаловать петрозаводская администрация и прокуратура. Верховный суд Карелии вновь выслушал доводы как одной, так и другой стороны.

В 2021 году городская администрация продлила транспортным компаниям на пять лет свидетельства, позволяющие работать на городских маршрутах. Срок действия свидетельств истекал только в августе 2026 года. Раньше, чтобы перейти с нерегулируемого на регулируемый тариф, муниципальной власти было достаточно предупредить перевозчиков за 180 дней. Однако в 2022 году федеральное законодательство изменилось, и органы местного самоуправления обязали согласовывать изменение маршрута с компаниями, имеющими действующее свидетельство.

-3

Необходимости получать согласие у перевозчиков петрозаводская администрация могла бы избежать, если бы вовремя, до момента продления свидетельств, приняла документ планирования, в котором были предусмотрены изменения в работе городского транспорта. Логика проста: бизнес должен заранее понимать «правила игры», чтобы планировать свою деятельность.

Однако администрация Петрозаводска не стала согласовывать с перевозчиками переход на регулируемые маршруты, ограничившись лишь сообщением о своих планах по проведению конкурса на трех городских маршрутах. Представитель городской администрации Елена Аникина сказала, что в мэрию поступало много жалоб на работу транспортных компаний. Председательствующий судья Олег Данилов поинтересовался, направлялись ли в транспортные компании юридически оформленные претензии со стороны администрации? Аникина ответила отрицательно.

«Каким образом перевозчик может наказать своих сотрудников, когда отсутствуют официальные жалобы?»

- поинтересовался Данилов.

На вопрос, почему не были аннулированы свидетельства у перевозчиков, на работу которых часто жаловались граждане, Аникина сказала: «Так мы не можем». Она объяснила, что для этого «не было оснований». В общем жалобы от граждан есть, а оснований наказать перевозчиков нет. Очевидно, что в суде подобная позиция звучала крайне неубедительно.

-4

Представитель интересов транспортных компаний Ольга Лобаго отметила, что конкурс на осуществление перевозок по регулируемым маршрутам длился всего 10 дней. За это время, продолжила она, невозможно было приобрести 69 автобусов и выкрасить их в бело-голубой цвет, как предписывалось условиями конкурса. Относительно поступающих претензий от граждан она сказала, что даже те жалобы, которые представлены в материалах дела, не подходят под нарушения, определенные социальным стандартом транспортного обслуживания населения в Петрозаводске.

Определение коллегии Верховного суда Карелии было предсказуемым. Решение Петрозаводского городского суда было оставлено в силе. Другими словами, транспортные компании фактически вернули себе право работать на маршрутах № 5,14 и 29.

-5

Как это решение изменит работу общественного транспорта? Лобаго рассказала, что в Арбитражном суде Карелии теперь можно возобновить рассмотрение заявления транспортных компаний о признании незаконными приказов городской администрации, прекративших действие свидетельств по маршрутам № 5,14 и 29. По ее словам, автотранспортные компании готовы возобновить работу на этих маршрутах.

Окончание судебного спора между транспортными компаниями и петрозаводской администрацией, по сути, означает полное фиаско затеянной в городе транспортной реформы.

-6

С ООО «Транс-Балт» контракт был продлен до конца июня 2024 года. Скорее всего компания доработает в Петрозаводске до конца июня, а затем будет вынуждена свернуть свою деятельность в регионе, где у чиновников не хватает профессионализма даже грамотно организовать конкурс, не нарушая законодательства.

Гражданам, уже привыкшим к комфорту современного транспорта, вновь придется пересесть в потрепанные машины, работающие по графику, известному только водителям. Особенно больно это ударит по жителям отдаленных районов карельской столицы. К сожалению, это та цена, которую все нам приходится платить за низкое качество управления и городом, и республикой.