Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ошибка или опыт?

Два коротких слова и оба начинаются на букву "о".

Однако люди чаще всего в своих мыслях и соответственно в речи употребляют слово "ошибка". При этом некоторые из них осознают, а другие вообще нет, почему и как это влияет на уровень качества, реализацию возможностей, успех и счастье, хотя всё перечисленное - прямые закономерности.

И так - причины и следствия того, что в России так часто делают акценты на ошибках и какие последствия это имеет.

1. Воспитание и установки в семье

А как же без них?! Это основа основ человека, как азбука жизни - его норма или патология. Именно в детстве каждый из нас был престыжен, завиновачен взрослыми и потом в самом себе стал ощущать долг и гиперответственность за допущенный промах: "Нельзя ошибиться, за это осудят, я стану ненужным" - так зарождается страх осуждения и одиночества, "Мне стыдно, как я мог так поступить" - так возникает излишняя уступчивость, неумение установить личные границы и сказать "нет", "Я в тебе разочаровался, мне стыдно, что у меня такой сын" - так одна фраза может стоить человеку дорогой цены в виде непринятия себя, неуверенности, заниженной самооценки и т.д.

2. Буллинг сверстников и страхи, волнения

Очень тяжело ещё в незрелом возрасте понять, что с этим делать и как быть? Рассказывать родителям или самому решать проблему морального, а иногда физического и психологического давления, унижающего достоинство? Где искать поддержки? В это время дети (а это в основе более ярко происходит в возрасте 10-12 лет) обескуражены и, пребывая в страхах, находят единственный способ - избегать подобные ситуации и уйти в себя. Это становится механизмом защиты. В связи с упомянутым возникает желание включить в себе максимальный самоконтроль за поведения. Как итог - постоянная тревожность и настороженность, неумение выразить свою индивидуальность ("а вдруг это что-то повлечёт за собой, а я не справлюсь?").

3. Разрушение дороги к мечте

Возникает, когда поставлены цели достижения в учёбе, хобби, на работе, но они не реализовались по написанному в голове сценарию желания. В этой ситуации формируется самобичевание, самонаказание, может развиваться мазохизм как итог личной ошибки и самоосуждения. Он звучит такими голосами: "Как я мог?", "Почему я не продумал?", "Ненавижу себя за этот промах!", "Я должен был поступить по-другому" и это в основном риторика, нет конструктива в решении и изменениях. Часто бывает, что человек отчаивается после такой ошибки и впадает в уныние или прокрастинацию.

4. Завистливое окружение с негативным мышлением

Когда родной человек, друг, коллега особо значим, то стараешься его понять, быть на его стороне и становится неприятно, если у него плохо, а у тебя как-то всё более-менее стабильно или даже прекрасно. А ещё, если собеседник подчёркивает, как бы усиливая данный эффект: "Вот у тебя то как всё хорошо складывается, ты счастливый, не то, что я...". В это время появляется стыд за своё положение и неловкость за то, что есть, возникают промахи и ошибки бессознательного характера по типу: "Ты не беспокойся - у меня тоже всё не очень", проявляя чувство солидарности.

Все перечисленные примеры влияют на личность человека крайне отрицательно и важно во время остановиться и сделать пересмотр сложенных установок.

Для этого требуется: 1) раз и навсегда исключить из своей речи слово "ошибка", 2) ввести понятие "опыт", при этом "мой уникальный опыт, сложенный из уроков жизни", 3) закрепить новый тип мышления в ситуациях ощущения стыда, вины, долга и чрезмерной ответственности, 4) восхищаться собой даже за маленькие результаты в этом направлении.

В заключении установки для коррекции мыслей:
1. Я - не бог, я - человек, я имею право на ошибку и право на её исправление. Ошибка проявляет для меня уникальный опыт (Е.Агафонова)
2. Я впервые живу на этой Земле, не знаю, как точно и верно мне поступать, хотя искренне желаю лучшего - и это нормально (Е.Агафонова)
3. Каждый момент человек совершает лучший выбор из возможных (А.Бабич)

Берите в работу над собой то, что вам откликается.
Катерина Агафонова

Автор: Агафонова Екатерина Анатольевна
Психолог, Преподаватель вуза

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru