Под расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) подразумевается множество состояний, в числе которых присутствуют и «классический» аутизм с десятками его разновидностей.
Продумывая концепцию поста про РАС, я пришел к выводу, что для того, чтобы иметь более-менее общее представление об этих расстройствах, понадобится написать статью страниц эдак на сто. Поэтому я расскажу самые-самые основные вещи.
РАС характеризуются отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В разном возрасте это может проявляться по-разному:
- у младенцев с РАС поздно появляется или вообще отсутствует способность улыбаться в ответ на общение.
- маленький ребенок может часами играть один и не реагирует на попытки контакта с ним.
- дети более старшего возраста с аутизмом часто не способны понять невербальную коммуникацию (например, зрительный контакт, выражение лица) и взаимодействуют с людьми почти так же, как с вещами (трогать, осматривать с разных сторон). Коммуникационные и речевые навыки у детей с РАС формируются в среднем позже, чем у остальных детей, и имеют ряд особенностей:
- эхолалия (повторение слов за другими);
- персеверации (устойчивые повторения одной фразы или воспроизведение одних и тех же действий)
- неправильное употребление местоимений, бессмысленные рифмования и т.д.
В более тяжелых случаях может отмечаться склонность к самоповреждению (битье головой о твердые поверхности, укусы рук или ног), повторяющиеся моторные действия (раскачивание, выстраивание предметов в линию, стереотипные движения), гипер- и гипореактивность в отношении внешних стимулов (сниженная реакция на болевые стимулы, неадекватная реакция на звуки/материалы, необычное долгое и пристальное рассматривание предметов).
Все эти особенности детей с РАС непосредственно влияют на качество жизни их самих и семьи. Поэтому главной задачей врачей (педиатров в частности) является раннее выявление детей с подозрением на РАС и направление к детским психиатрам и психологам.
Самое неприятное в РАС – отсутствие точно известных нам причин их возникновения. Наличие родственников с РАС в семье лишь немного увеличивает вероятность их развития в последующих поколениях. Никакое внешнее воздействие (травма, инфекция, прививка, психологическое давление) не может привести к развитию РАС. У совершенно здоровых родителей может родиться ребенок с РАС, а станет это понятно спустя год-два после рождения.
Важная деталь: аутизм не означает умственную отсталость. Напротив, дети с РАС зачастую очень талантливы, и при качественном обучении и поведенческой терапии могут жить полноценной жизнью. И да, РАС и синдром Дауна никакого отношения друг к другу не имеют.
Примеры известных людей с РАС: ученый А. Эйнштейн, композитор В.А. Моцарт, режиссер С. Кубрик, третий президент США Т. Джефферсон, художник В. Ван Гог, режиссер В. Аллен и много других знаменитых личностей.
Полностью вылечить РАС нельзя, можно только постараться максимально сгладить их течение. В основном это методы поведенческой и когнитивной терапии. В редких случаях применяются лекарственные препараты (например, при выраженной тревоге, склонности к самоповреждению и других опасных симптомах).
Главная задача родителей, родственников и врачей - сделать жизнь ребенка с аутизмом и его семьи максимально комфортной и создать максимально эффективные условия для реализации часто скрытых способностей таких детишек.