Найти в Дзене
Чужие тайны

Фрик-шоу, цирк "уродцев" или американская история ужасов

Оглавление

В 1932 году Тод Браунинг, известный американский режиссёр, снял фильм под названием "Уроды". Этот фильм, сочетающий в себе элементы трагикомедии и мелодрамы, столкнулся с жестокой цензурой сразу после завершения съемок. По указаниям цензоров было вырезано около 45 минут материала, и в конечном итоге фильм был запрещен к показу. Однако спустя более полувека, в 1994 году, "Уроды" был включен в национальный реестр кинофильмов США.

Основная тема фильма касалась вымирающего жанра фрик-шоу, рассказывая историю людей, которым не оставалось другого выбора, кроме как показывать свою уникальность и уродство, чтобы заработать на жизнь. Сегодня фрик-шоу как явление практически исчезло. С развитием медицины за последние столетия и изменения в общественных ценностях, люди с физическими отклонениями получают возможность лечения и обеспечения нормальных условий жизни, что является важным шагом вперед.

В XIX веке существовало совершенно иное отношение к людям с физическими особенностями. Многие из тех, кто сегодня мог бы жить полноценной жизнью, были вынуждены присоединиться к цирку уродов. Несмотря на негативные аспекты этого явления, такие как эксплуатация и изоляция, у этой практики были и свои плюсы. Некоторые участники фрик-шоу зарабатывали огромные суммы денег и могли обеспечить себе более комфортные условия жизни, чем многие здоровые люди.

Например, Элла Харпер, известная как девочка-верблюд, в период своего успеха в цирке Харриса в 1885-1886 годах получала $200 в неделю. Учитывая инфляцию, это эквивалентно около $25000 в месяц на сегодняшний день. Это значительная сумма, которая демонстрирует, насколько успешными могли быть некоторые участники фрик-шоу в прошлом.

Зарождение жанра

С течением времени демонстрация различных отклонений человеческого тела стала неотъемлемой частью развлекательной индустрии. Интерес к таким показам прослеживается на протяжении многих столетий. Психологически это вызывает у нас странные реакции: мы чувствуем внутреннее влечение - оглядываться на людей с физическими особенностями, не всегда понимая причину такого поведения. По сути, это своего рода психологическая загадка, которую не всегда легко объяснить.

Однако, оглядываться на прохожих с такими особенностями считается неуважительным и неприличным. Вместо этого, цирки уродов в прошлом предоставляли законную возможность людям рассмотреть различные аномалии, собранные в одном месте и представленные в виде художественного шоу.

В XVI веке в Европе начался переход к рыночной экономике. Это привело к тому, что передвижные цирки перестали быть просто скопищем развлекателей, живших на милостыне и подачках. К концу XVII века многие цирки уже взимали фиксированную плату за вход, а при остановках на ярмарках платили арендную плату. Цирковое дело стало прибыльным и процветающим бизнесом. В отличие от прошлых времен, когда цирки были скромными и вмещались в один вагончик, к концу XVII века цирковая индустрия стала настоящим коммерческим предприятием.

В фильме "Горбун из Нотр-Дама" (1939) Чарльз Лафтон блестяще исполнил роль горбуноватого персонажа. Это не настоящий фрик, над гримом здесь поработал лучший специалист Голливуда 1930-х Перк Уэстмор.
В фильме "Горбун из Нотр-Дама" (1939) Чарльз Лафтон блестяще исполнил роль горбуноватого персонажа. Это не настоящий фрик, над гримом здесь поработал лучший специалист Голливуда 1930-х Перк Уэстмор.

С XVIII по начало XX века можно назвать золотой эрой цирков уродов. В это время цирковая индустрия приносила значительные доходы, а общественная мораль позволяла относиться к необычным людям с крайней жестокостью. Фрики становились главными артистами, привлекая толпы зрителей своими уникальными выступлениями и необычными физическими особенностями. Вместе с тем, это время также характеризовалось изменениями в отношении к людям с физическими отклонениями, приводя к появлению новых этических и моральных дилемм.

Уже в XVII веке начали появляться первые известные уроды, которые сколотили состояние на своей внешности. Одними из самых известных из них были сиамские близнецы Лазарус и Иоанн Баптист Коллоредо, родом из Генуи. Иоанн представлял собой недоразвитый отросток, растущий из области груди своего брата. Его глаза всегда были закрыты, а рот открыт, и он не умел разговаривать. Несмотря на это, он мог двигаться, принимать пищу (по-видимому, у них были раздельные пищеварительные системы) и жить отдельной жизнью.

Лазарус и Иоанн-Баптист Коллоредо — одни из первых успешных европейских сиамцев, сделавших на своём уродстве состояние. Гравюра 1634 года.
Лазарус и Иоанн-Баптист Коллоредо — одни из первых успешных европейских сиамцев, сделавших на своём уродстве состояние. Гравюра 1634 года.

Лазарус, в свою очередь, был мобильным и стройным мужчиной, за исключением половины своего брата, растущего из его передней части. Он путешествовал по всей Европе в первой половине XVI века, посетив Данию, Германию, Италию, Англию и пользуясь успехом везде, где оказывался. Удивительно, что впоследствии Лазарус даже женился и имел детей, которые развивались нормально.

Россия также не оставалась в стороне от любопытных явлений. Кунсткамера Петра Великого стала одним из крупнейших собраний заспиртованных уродов в мире. Хотя это не было типичным фрик-шоу, но можно сказать, что жанр был очень близок к этому.

В начале XVIII века жанр фрик-шоу отделился от обычного цирка. Предприимчивые люди начали собирать на улицах различных увечных, больных, недоразвитых людей и создавать из них своего рода "зоопарк".

Одним из первых официальных выступлений классического фрик-шоу считается демонстрация женщины "с обезьяньей головой", привезенной из Гвинеи в 1738 году. Однако современные исследования указывают на то, что эта женщина была совершенно нормальной. Просто для европейцев того времени африканцы из экзотических племен казались чем-то невероятным, и даже обычная африканка (возможно, страдающая от какого-то заболевания) могла быть воспринята как урод. Однако это лишь предположения.

В Европе фрик-шоу оставалось редким зрелищем. Фрики по-прежнему привлекали внимание публики и вызывали интерес, несмотря на то, что их показывали как нечто экстраординарное и странное. Они становились объектом любопытства и даже некоторой благоговейной тревоги у зрителей, привлекая внимание своей необычностью и особенностями. В то время это было одним из способов заработка для тех, кто оказался вне общественных норм и стандартов.

К 1800-м годам идея фрик-шоу дошла и до США. Вот тогда-то и начался самый что ни есть по настоящему страшный золотой век!

Американская идиллия Барнума и Бейли

До 1840-х годов американские фрик-шоу были во многом аналогичны европейским. Они представляли собой группы карет, которые путешествовали по стране, устраивая представления в каждом городе и демонстрируя своих "фриков" - людей с необычными физическими особенностями или аномалиями. Однако, в отличие от европейских фрик-шоу, американские предприниматели подошли к этому делу более профессионально. Участники шоу получали хорошую оплату, заключали контракты на выступления и в целом вели себя как обычные люди за пределами сцены.

Сцена была единственным местом, где фрикам приходилось терпеть публичное осуждение и демонстрировать свою необычность. Но они понимали, что их искусство требует жертв. К концу 1840-х годов началось бурное развитие фотографии, и владельцы фрик-шоу оперативно воспользовались этим новым средством привлечения внимания. Почти все рекламные материалы фрик-шоу начали снабжаться многочисленными фотографиями, что значительно увеличило посещаемость представлений и прибыльность шоу.

Середина XIX века была периодом расцвета цирков, специализирующихся на демонстрации человеческих аномалий как в Европе, так и в США. Существовало несколько сотен таких цирков, среди которых выделялись такие известные названия, как W. H. Harriss Nickel Plate Circus, шоу Congress of Living Freaks и, конечно, Barnum & Bailey Greatest Show on Earth.

Особое внимание заслуживает цирк Barnum & Bailey Greatest Show on Earth, основанный Пи-Ти Барнумом. Этот цирк стал чем-то вроде кульминации всего многообразия фрик-шоу в мире. Пи-Ти Барнум был известен своим талантом привлекать публику и создавать удивительные шоу, где каждый мог найти что-то интересное и захватывающее. Barnum & Bailey Greatest Show on Earth показывал выступления, в которых объединил лучшие аспекты фрик-шоу и циркового искусства.

Смекалистый предприниматель Финеас Тэйлор Барнум

Финеас Тэйлор Барнум, родившийся в 1810 году, был неординарным предпринимателем. Начиная с основания компаний и фирм, он стал издателем газеты, организатором лотереи и даже лавочником. Однако истинное призвание он обрел, когда понял, что людей можно увлечь и обмануть более простыми способами.

Величайший шоумен XIX века, человек, положивший начало современным принципам рекламы, — Пи-Ти Барнум.
Величайший шоумен XIX века, человек, положивший начало современным принципам рекламы, — Пи-Ти Барнум.

В 1835 году Барнум купил старую негритянку-рабыню по имени Джойс Хет, утверждая, что ей 161 год и что она была нянечкой самого Джорджа Вашингтона.

Этот трюк приносил ему популярность и прибыль, пока он не объявил, что старушка - механическая кукла, что вызвало новую волну интереса к его шоу.

Следующий этап в его карьере связан с организованными демонстрациями уродов, которые принесли ему мировую известность. Он представил лилипута Чарльза Страттона, известного как "Генерал Мальчик-с-Пальчик", сиамских близнецов Чанга и Энга Банкеров, а также других африканок и индианок с необычной для белого человека внешностью. Страттон стал известен в Европе и США, получая тонны любовных писем и приглашений в общество. Его свадьба с лилипутшей Лавинией Уоррен была организована Барнумом как грандиозное фрик-шоу.

«Генерал Мальчик-с-Пальчик» и его супруга лилипутша Лавиния Уоррен
«Генерал Мальчик-с-Пальчик» и его супруга лилипутша Лавиния Уоррен

В 1871 году в Нью-Йорке был основан самый знаменитый цирк Барнума, который стал его главным достижением. Через десять лет к названию цирка было добавлено имя Джеймса Бейли, соорганизатора шоу. Каждому уроду придумывалась уникальная история и номер. Например, костромской мальчик Фёдор Евтищев, страдающий гипертрихозом (повышенным ростом волос), на сцене представлял себя, делая вид, что не умеет говорить, и получал за это щедрое вознаграждение.

Интересный факт: после этого многие люди специально начали калечить себя, чтобы привлечь внимание Барнума и попасть на работу в его цирк.

Барнум также представил на своих шоу длинноволосых сестер Сазерленд, которые никогда не стриглись и которые были популярны не только своим внешним видом, но и талантом. Их участие в цирковых представлениях приносило зрителям незабываемые впечатления и становилось одним из главных аттракционов шоу.

Никогда не стригшиеся семь сестёр Сазерленд блистали в цирке Барнума и Бейли в конце XIX века и сколотили огромное состояние на рекламе средств для ухода за волосами
Никогда не стригшиеся семь сестёр Сазерленд блистали в цирке Барнума и Бейли в конце XIX века и сколотили огромное состояние на рекламе средств для ухода за волосами

Стандартные фрики

В период "золотого века" американских фрик-шоу, который охватывал временной промежуток с 1850 по 1930 годы, существовала строгая иерархия в классификации различных аномалий. В каждом уважающем себя цирке обязательно присутствовал стандартный набор уродов, а также несколько уникальных и необычных экземпляров. Последние, как правило, получали самые щедрые гонорары, их ценность была сравнима с тем, как сегодня перекупают футбольных игроков.

Бородатые женщины

Неожиданно для многих, но факт остается фактом: у многих женщин была способность к росту усов и бороды. Это аномальное проявление мужских черт обусловлено избытком андрогенных гормонов в женском организме.

В XIX веке бородатые женщины были неотъемлемой частью каждого цирка - их было настолько много, что зрители перестали удивляться обычным черноволосым бородам. Только те, кто имели дополнительные аномалии, такие как седая борода или отсутствие рук, привлекали внимание публики. Большинство бородатых женщин выходили замуж и имели детей, при этом их особенность лишь добавляла им некую пикантность.

Одной из самых известных бородатых женщин в истории была мексиканка Юлия Пастрана. Она была вывезена в Европу еще ребенком в 1840-х годах и в последствии жила в Санкт-Петербурге с 1858 по 1860 год. Несмотря на свою необычную внешность, она пользовалась популярностью среди дворян и поклонников. Впоследствии Юлия трагически умерла от осложнений во время родов.

Среди других известных "сотрудниц" фрик-шоу были Джейн Барнелли (известная как леди Ольга) и Энни Джонс.

Энни Джонс (1860-1902) — одна из известнейших бородатых леди викторианской эпохи, выступавшая в цирке Барнума. Фотография 1879 года
Энни Джонс (1860-1902) — одна из известнейших бородатых леди викторианской эпохи, выступавшая в цирке Барнума. Фотография 1879 года

Француженка Клементина Делейт даже владела кафе с названием "У бородатой женщины". Как уже упоминалось, бородатые женщины были наиболее распространенным видом "обязательного" фрика для цирков XIX века.

Люди-волки

Речь идет о людях, у которых есть генетические особенности, связанные с кожными аномалиями. Одна из таких аномалий - гипертрихоз, при котором у человека повышенный рост волос по всему телу. Пример - уже упомянутый ранее Фёдор Евтищев, известный как мальчик-волк, который унаследовал свою особенность от отца. Евтищев стал знаменитостью, выступая в шоу Барнума в конце XIX века.

Фёдор Евтищев (1868-1904) — «мальчик с собачьей мордой», знаменитый актёр цирка Барнума
Фёдор Евтищев (1868-1904) — «мальчик с собачьей мордой», знаменитый актёр цирка Барнума

Сегодня люди с гипертрихозом могут вести полноценный образ жизни благодаря методам эпиляции и гормональному подавлению роста волос.

Люди с кожными аномалиями

Еще одной группой людей с кожными проблемами были те, кто страдал от тяжелых форм ихтиоза, проявляющегося как "крокодилья" или "слоновья" кожа. Это генетическое заболевание приводит к разноцветной и ороговевшей коже, напоминающей крокодила. Известными фриками с такими проблемами были Сьюзи, девочка-крокодил первой половины XX века, и Ральф Крунер, чьи крокодильи ороговевшие ноги восхищали в XIX веке.

Сьюзи (1909-1975) — «девочка-крокодил». Ихтиоз придал её коже странную структуру и цвет; выступала она вплоть до 1967 года.
Сьюзи (1909-1975) — «девочка-крокодил». Ихтиоз придал её коже странную структуру и цвет; выступала она вплоть до 1967 года.

Еще одним интересным генетическим заболеванием связанным с кожей является синдром Элерса-Данлоса, при котором нарушается синтез коллагена, основы соединительной ткани организма. Люди с этим синдромом имеют гиперэластичную кожу и сверхподвижные суставы, что может привести к необычным физическим проявлениям, например, изгибанию пальцев в обратную сторону. Известным представителем таких фриков был британец Гэри Тёрнер, прозванный "Эластиком" и занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, а также "резиновый человек" Джеймс Моррис, который сиял на сцене в XIX веке.

Джеймс Моррис (1859-?) — «резиновый человек»; после окончания выступлений открыл парикмахерскую, пользовавшуюся неизменным успехом
Джеймс Моррис (1859-?) — «резиновый человек»; после окончания выступлений открыл парикмахерскую, пользовавшуюся неизменным успехом

Скелеты и толстяки

Необыкновенно худые и чудовищно толстые люди чаще всего выступали в совместных номерах, создавая контрастные образы, привлекающие внимание зрителей. Если говорить о толстяках, то, как правило, это были люди с выраженной формой ожирения, сталкивающиеся с проблемами здоровья из-за избыточного веса. С другой стороны, "люди-скелеты" обычно страдали от генетических заболеваний, которые приводили к экстремальной худобе. Интересно, что такие "скелеты" чаще представляли собой мужчин, чем женщин, и верхней границей их допустимого веса при нормальном росте было всего 35 килограммов.

Болезни, вызывающие аномальную худобу, могли быть разнообразными, начиная от различных видов дистрофий и заканчивая распространенным расстройством пищевого поведения, таким как анорексия. Эти состояния могли серьезно подорвать здоровье "скелетов" и требовали постоянного медицинского наблюдения.

Одной из самых известных пар скелетов были Пит Робинсон и его жена Банни Смит, чья необычная внешность привлекала внимание публики. Пит РобинПит Робинсон и его жена Банни Смит, чья необычная внешноссон весил всего 26 килограммов, в то время как его партнерша, Банни Смит, имела вес впечатляющих 212 килограммов.

Питер Робинсон танцует с женой и гостями на своей свадьбе
Питер Робинсон танцует с женой и гостями на своей свадьбе

Они поженились в 1924 году и стали звездами фрик-шоу, удивляя зрителей своими контрастными фигурами на протяжении 20 лет. Интересно, что Пит, помимо своего внешнего вида, обладал классическим театральным образованием и умел играть на губной гармошке, что делало его выступления еще более уникальными.

"Скелеты" часто были образованными людьми, обладающими талантом и интеллектом, что помогало им преуспеть в различных сферах жизни. Их уродство, вызванное заболеванием, легко скрывалось под одеждой, позволяя им вести нормальный образ жизни вне сцены. Многие из них, после завершения карьеры в фрик-шоу, нашли себя в других областях, где их таланты и способности были востребованы.

Лишенные конечностей

В XIX-XX веке существовала особая категория артистов, которые, в отличие от прочих фриков, не просто демонстрировали свои уникальные физические особенности, но и активно развивали свои таланты, несмотря на свои физические ограничения. Эти артисты, лишенные конечностей, были вынуждены обучаться и работать усердно, чтобы привлечь внимание зрителей не только своими внешними особенностями, но и своими умениями.

Одним из самых известных и популярных артистов того времени был Принц Рэндиан, известный как "человек-змея". Родившись без рук и ног, он поразил публику своей невероятной самостоятельностью. Принц Рэндиан мог достать сигарету из пачки и прикурить, рисовать, писать, двигаться, а также он дважды вступал в брак и имел шестерых детей, демонстрируя, что физические ограничения не являются преградой для счастливой и продуктивной жизни.

Принц Рэндиан
Принц Рэндиан

Среди женщин артистов также была известна Виолетта, настоящее имя которой было Алоизия Вагнер. Она умела самостоятельно одеваться и даже краситься, продолжая вдохновлять других своим примером самоуверенности и таланта.

Еще одним из удивительных артистов был безрукий фотограф Чарльз Трипп, который продемонстрировал свое умение снимать ногами, что на тот момент было поистине уникальным и поразительным достижением, учитывая технологии фотографии XIX века.

История также запомнила "полумальчика" Джонни Эка, лишенного нижней половины туловища из-за редкого заболевания крестцового агенеза. Его удивительная сила духа и талант покорили сердца зрителей, делая его одним из самых вдохновляющих артистов своего времени.

Искусственные уроды

XIX век был временем, когда уродство оценивалось по-разному, и альбиносы, представители реликтовых племён, а также женщины с необычно крупными формами считались частью фрикшоу. Особенным явлением была группа искусственных гермафродитов, людей, которые гримировались так, будто у них половые черты обеих полов.

В XX веке одним из самых известных фриков был Джозефина Джозеф, чей "гермафродитизм" на самом деле был лишь частью театрального представления. Его образ поражал и вызывал интерес у публики, ставший знаковым для того времени.

Джозефина Джозеф — таинственный фрик (скорее всего, мужчина), известный в 1920-е годы (кадр из фильма «Уроды»).
Джозефина Джозеф — таинственный фрик (скорее всего, мужчина), известный в 1920-е годы (кадр из фильма «Уроды»).

Уникальные фрики

Каждый цирк стремился удивить зрителей чем-то уникальным и невероятным. Помимо часто встречающихся аномалий, таких как бородатые женщины или люди-скелеты, звёздами фрикшоу становились артисты с по-настоящему уникальными аномалиями, которые встречались раз на миллион. Эти необычные фрики привлекали внимание и становились главными аттракционами паноптикумов, заставляя зрителей восхищаться и задаваться вопросами о природе чудес и необычных явлений.

Девочка-верблюд

Одной из самых известных фриков была девочка-верблюд Элла Харпер.

Элла Харпер (1873-?) бесследно исчезла из фрик-шоу в 1886 году. Фотография ориентировочно 1884 года.
Элла Харпер (1873-?) бесследно исчезла из фрик-шоу в 1886 году. Фотография ориентировочно 1884 года.

Родившись в 1873 году, у нее был редкий синдром обратного изгиба коленного сустава, известный как congenital genu recurvatum. Если бы ее колени гнулись в обычном направлении, она выглядела бы как обычный ребенок. Ее звездным годом стал 1886, когда она стала частью цирка W. H. Harriss Nickel Plate Circus, зарабатывая внушительные $200 в неделю. Ее выступление было уникальным: она выходила на сцену вместе с верблюдом и повторяла его движения и повадки. По завершении сезона в цирке, Элла ушла, обладая неплохим состоянием, и после этого о ней не сохранилось много информации.

Еще одним из фриков с редким заболеванием был "мальчик-пони" Роберт Хаддлстон, родившийся в 1895 году. Он провел большую часть своей жизни, демонстрируя свои необычные колени, сначала на ферме, а затем в Tom Mix Circus в течение 36 лет. После ухода из цирка, он открыл автомастерскую и основал семью.

Женщина-младенец

Еще одной фигурой фрик-шоу была Медуза ван Аллен, известная как "Маленькая мисс Солнышко". Родившись в 1908 году, она страдала от уникального генетического заболевания, из-за которого росла только ее голова. Из-за этого она не могла стоять или сидеть, и всегда лежала.

Медуза ван Аллен (1908-?) всю жизнь провела в одной позе — вот в этой
Медуза ван Аллен (1908-?) всю жизнь провела в одной позе — вот в этой

Во время выступлений в фрик-шоу, ее часто представляли в роли младенца: ее носили на сцену на руках, баюкали и качали. Но затем она начинала говорить, обсуждая философию и литературу, поражая зрителей своими знаниями и интеллектом. Медуза стала звездой цирка Ripleys human oddities, привлекая внимание публики своей удивительной комбинацией физического состояния и умственных способностей.

Люди с деформациями позвоночника

Одним из самых известных фриков был Леонард Траск, родившийся в Англии в 1805 году. В свои 28 лет он попал в несчастный случай - упал с лошади и получил искривление позвоночника. Через 7 лет он снова попал в аварию, выпав из экипажа и сломав несколько костей. В течение следующих 18 лет его позвоночник стал самопроизвольно изгибаться, так что его нос уткнулся в его грудь, лишив его возможности видеть перед собой. Траск начал зарабатывать на жизнь, демонстрируя свою уникальную физиологию.

Леонард Траск, «удивительный инвалид» (1805–после 1860) стал демонстрировать себя на старости лет, чтобы прокормиться
Леонард Траск, «удивительный инвалид» (1805–после 1860) стал демонстрировать себя на старости лет, чтобы прокормиться

Исследователи утверждают, что причиной такого изгибания мог стать анкилозирующий спондилоартрит, системное заболевание суставов, но точной уверенности в этом нет. Его история стала одной из самых запоминающихся в мире фриков и аномалий человеческого тела.

Еще одним удивительным фриком был немец Мартин Лорелло, который был способен поворачивать голову на 180 градусов и держать ее в таком положении на протяжении продолжительного времени. Лорелло совершил много гастролей по Европе и США, выступал в цирке Барнума, где поражал зрителей своим уникальным талантом. Он даже написал сатирический памфлет под названием "Как повернуть вашу голову на 180 градусов: подробная инструкция", который стал популярным среди любопытных исследователей аномалий.

Люди-пингвины

Фокомелия — это редкое врожденное заболевание, при котором кисти и/или стопы прямо прикреплены к туловищу без плеч, предплечий и голеней. Люди, страдающие этим заболеванием, действительно напоминают пингвинов или тюленей из-за своей анатомии. У таких людей есть ограниченные возможности передвижения и выполнения повседневных задач, что делает их жизнь сложной.

Однако, несмотря на редкость фокомелии, она имеет высокую детскую смертность. Большинство детей, рожденных с этим заболеванием, умирают до пятилетнего возраста, что делает их численность совсем небольшой.

Кроме фокомелии, существует и другие аномалии, такие как эктродактилия. Это состояние характеризуется произвольной формой и количеством пальцев на руках и ногах. У людей с эктродактилией обычно по два "пальца" на каждой руке, образованные от сросшихся тканей нормальных пальцев. Их руки напоминают клешни, что делает их внешний вид уникальным и вызывает любопытство у окружающих.

Среди известных фриков с эктродактилией можно упомянуть таких людей, как Фред Уилсон, родившийся в 1866 году, Бобби Джексон из начала 1910-х годов, а также уникального "людо-лобстера" в третьем поколении — Грэди Стайлс-младшего. Эти люди стали объектами внимания общества из-за своей уникальной анатомии и необычного внешнего вида.

Грэди Стайлс- младший, мальчик-лобстер
Грэди Стайлс- младший, мальчик-лобстер

Слава и закат

До Второй мировой войны этика в обществе формировала взгляды на человеческие отношения и влияла на то, какие явления считались приемлемыми или неприемлемыми. Фрик-шоу, как форма развлечения, было распространено в то время.

Одним из знаковых произведений, демонстрирующих типичное фрик-шоу, был фильм Тода Браунинга "Уроды" 1932 года. Этот фильм вызвал шок у общественности своего времени из-за своей этики и представления уродов на экране. Браунинг, хоть и известный режиссер, после выхода фильма столкнулся с негативной реакцией и начал иметь неудачи в кинематографе.

Фильм «Уроды» обещал стать, если говорить современным языком, блокбастером. Но даже в 1930-е годы его этическая сторона ужаснула зрителей.
Фильм «Уроды» обещал стать, если говорить современным языком, блокбастером. Но даже в 1930-е годы его этическая сторона ужаснула зрителей.

В "Уродах" снимались настоящие цирковые фрики, такие как человек-червь Принц Рэндиан, который благодаря своим умениям завоевал популярность по всему миру, несмотря на то, что родился без рук и ног. Другими участниками были полумальчик Джонни Эк, лишенный нижней половины тела, сиамские близнецы Дэйзи и Вайолет Хилтон, а также Марта Моррис и Фрэнсис О'Коннор, известные своими уникальными особенностями. Эти фрики были не только физически уникальны, но и обладали актерским мастерством, играя в фильме.

Однако проблемы возникли из-за использования умственно отсталых фриков, таких как микроцефалы Зип и Пип, а также "женщина-птица" Ку-ку, страдающая синдромом Секкеля и слепотой. Это вызвало волну негодования и даже привело к юридическим проблемам. Большинство людей не были готовы видеть такие явления в общественных мероприятиях, и фильм "Уроды" выставил на всеобщее обозрение существование фрик-шоу в США.

Следует отметить, что многие люди знали о существовании фриков, но предпочитали не обсуждать эту тему открыто. Фильм Браунинга принес внимание к этой проблеме, став объектом обсуждения и споров. Таким образом, "Уроды" не только показали аудитории экзотические персонажи, но и вызвали общественный диалог о приемлемости и этике в развлекательной индустрии того времени.

Тодд Браунинг в окружении части своей труппы. Из девяти фриков на снимке лишь пятеро понимали, что они играют в фильме
Тодд Браунинг в окружении части своей труппы. Из девяти фриков на снимке лишь пятеро понимали, что они играют в фильме

После окончания Второй мировой войны фрик-шоу столкнулись с резким спадом популярности. Эти представления, основанные на эксплуатации физических или психических отклонений людей, стали неприемлемыми для общества, которое стало более осознанным и этичным. В то время как до войны фрики могли зарабатывать хорошие деньги и пользовались определенной степенью известности, после войны им пришлось столкнуться с нищетой и забвением. Даже известный "полумальчик" Джонни Эк оказался на грани бедности.

К 1955 году все европейские страны и большинство штатов США ввели запрет на фрик-шоу как форму развлечения. Теперь фрики могли выступать только по собственному желанию, представляясь как отдельные артисты, но никакие афиши с уничижительными названиями вроде "удивительное уродство" или "человек-ящерица" больше не разрешались. Общество стало более осознанным и начало бороться за права всех его членов, включая права инвалидов и людей с редкими физическими особенностями.

Этот переломный момент в истории развлекательной индустрии привел к изменениям в восприятии общества относительно уважения к человеческому достоинству и индивидуальности. Фрик-шоу, которые когда-то были популярными и приносили прибыль, стали символом унижения и недопустимости эксплуатации чьей-либо индивидуальности ради развлечения публики. Вместо этого, общество начало ценить разнообразие и уникальность каждого человека, отвергая идею использования кого-то как объекта для зрелища.

Таким образом, запрет на фрик-шоу стал одним из шагов в направлении создания более инклюзивного и этичного общества, где каждый человек имеет право на уважение и равное отношение, независимо от своих особенностей или отклонений.

Фрик-шоу сегодня

В современном мире аналогом классических передвижных цирков с уродами стали телевизионные передачи. Например, на британском канале Channel 4 популярная передача BodyShock рассказывает о людях с удивительными физиологическими или психическими отклонениями от обычного. Каждая серия этой передачи посвящена истории какого-то несчастного человека, чья жизнь стала объектом любопытства зрителей. Сюжеты включают в себя истории о феральных детях, человеке с массой тела в 500 килограммов, людях, имеющих паразитических сиамских братьев и сестер, а также о людях, страдающих редкими заболеваниями, такими как прогерия. Такие передачи, как BodyShock и Extraordinary People на Channel 5, продолжают привлекать внимание зрителей своей уникальной тематикой.

В мире также существуют аналоги старинных фрик-шоу, таких как, например, цирк лилипутов, которые представляют собой закрытые сообщества, редко позволяющие обычным людям заглянуть в свои внутренние круги. Уроды из этих сообществ иногда выступают в различных телевизионных шоу или на клубных мероприятиях, привлекая внимание публики своей уникальностью. Например, в Соединенных Штатах широко известен "мальчик-лобстер" по прозвищу "Чёрный скорпион", настоящее имя которого остается скрытым. Этот человек имеет руки, сросшиеся в форме клешен лобстера, что делает его уникальной достопримечательностью.

Сложно сказать, кто из них был счастливее - фрики XIX века, которые зарабатывали на своем уродстве, или современные инвалиды. В XIX веке фрики были вынуждены использовать свои дефекты для заработка, так как других возможностей у них не было. Их изувеченные тела становились их главным источником дохода, и им приходилось приспосабливаться к жестким условиям, не задумываясь о морали или этике.

С другой стороны, современные инвалиды имеют доступ к различным льготам и социальной поддержке, которые могут облегчить их жизнь. Они могут рассчитывать на помощь государства и общества, чтобы преодолеть свои трудности. Но что, если им пришлось бы пожертвовать всеми этими льготами ради возможности вернуть здоровье? Были бы они готовы отказаться от всего этого ради шанса на нормальную жизнь?