Найти тему
СмоЧЬ

«Падение империи» - магнетический хаос, где кадр становится ценнее, чем жизнь

Все-таки, правильнее было бы оставить прямой перевод этой картины - «Гражданская война» (Civil War), ибо оно гораздо лучше отражает то, что происходит на экране. Да, США - империя еще та, да, на наших глазах произойдет низложение официальной власти в лице президента страны, но имперские амбиции - это последнее, что волнует режиссера и сценариста ленты Алекса Гарленда. Да-да, того самого автора романтичного, но жестокого «Пляжа» или, к примеру, отличнейшей, на мой боевичковый вкус, интерпретации «Дредда» (2012).

Рейтинг IMDb – 7.3

Продолжительность - 1 час 49 минут

«Падение империи» - четвертый полнометражный фильм Гарленда в качестве режиссера и самый масштабный и амбициозный его проект. Если верить британцу, то больше режиссурой он заниматься не планирует и сосредоточится на написании сценариев.

Картина погружает в наводящий легкую оторопь хаос с почти полным отсутствием логики, как и положено быть изнанке любого военного конфликта, при этом, в ней есть определенная глубина, тщательно проработанная личная драма и мастерски созданная якобы достоверность происходящего на экране.

Гарленд, как обычно, начал писать сценарий с финала - эпичного падения Белого дома - и попытался раскрутить цепочку событий в обратную сторону, но в целом историческая конкретика и отправная точка конфликта его не так уж и интересуют.

Мы видим территорию США в некий неопределенный момент в будущем, скорей всего, не очень далеком, так как все реалии максимально похожи на современные. Страна охвачена беспорядками и расколота на несколько враждующих лагерей.

Действующий президент, который так и остается в фильме безымянным, нелегитимно остался в должности на третий срок, распустил ФБР, утратил доверие большинства и теперь довольно трусливо отсиживается в своей резиденции. Противостоит Вашингтону коалиция извечных политических противников - штатов Техас и Калифорния, войска которых планомерно приближаются к последнем оплоту официальной власти. Флорида тоже вышла из состава США, но преследует собственные интересы. Вот и все вводные данные, никаких подробных «из-за чего» и «как».

На фоне этих тревожных реалий разворачивается своеобразное журналистское роуд-муви. Гарленд и сам происходит из семьи журналистов - его дедушка и крестный были инокорреспондентами, а отец - политическим карикатуристом, поэтому изображает представителей прессы со знанием дела.

Известный военный фотокор Ли Смит, интервьюер из Reuters Джоэл, спасенная Ли от взрыва террориста-смертника начинающий фоторепортер Джесси и умудренный опытом журналист NY Times Сэмми отправляются из Нью-Йорка в сторону Вашингтона, где Смит и Джоэл планируют взять последнее интервью у уже год как отказывающегося давать СМИ какие-либо комментарии главы государства.

Стивен Маккинли Хендерсон в роли наставника Ли и Джоэла, журналиста-ветерана Сэмми
Стивен Маккинли Хендерсон в роли наставника Ли и Джоэла, журналиста-ветерана Сэмми

Сэмми хочет попасть на передовую в Шарлотсвилле, а Джесси - набраться опыта бок о бок со своим кумиром Ли.

Любопытно, что и сыгравшая начинающего фотографа Кейли Спэни - большая поклонница таланта Кирстен Данст, которой в фильме досталась та самая заглавная роль Ли Смит.

Кирстен Данст и Кейли Спэни в роли оказавшихся в самой гуще боевых действий Ли Смит и Джесси
Кирстен Данст и Кейли Спэни в роли оказавшихся в самой гуще боевых действий Ли Смит и Джесси

Кирстен Данст здесь выложилась на все 100%. Ее прошедший через десятки военных конфликтов фотокорреспондент получается очень убедительной, живой фигурой, постепенно меняющейся по ходу развития сюжета.

В фильме нам намекают, что имя репортера выбрано не случайно, оно отсылает к ее тезке из середины прошлого века - Ли Миллер.

Ли Миллер (1907-1977) - американский модный фотограф, фотомодель, военный корреспондент
Ли Миллер (1907-1977) - американский модный фотограф, фотомодель, военный корреспондент

Во время Второй мировой войны Миллер была аккредитована в качестве военного корреспондента. Она снимала первое применение напалма при осаде Сен-Мало и освобождение Парижа, концлагеря Бухенвальд и Дахау. Одной из резонансных работ Ли стал автопортрет в ванне Гитлера, сделанный в день, когда тот застрелился.

«Ли Миллер в ванной Гитлера» (30 апреля 1945 года)
«Ли Миллер в ванной Гитлера» (30 апреля 1945 года)

Бразилец Вагнер Моура, сыгравший Джоэла, и сам начинал карьеру в редакции одной из местных газет в родном Салвадоре. Чтобы сыграть репортера еще убедительнее, он прочитал мемуары известного своими резонансными работами в горячих точках оператора ITN Джона Стила «Военный наркоман», беседовал с бывшими военными журналистами и даже отказался носить беруши на съемочной площадке. А это было довольно смело, так как для создания максимально приближенной к военной обстановки постановщики трюков использовали полные, а не облегченные холостые патроны, звуки стрельбы которыми по своей оглушительности не уступают боевым.

Вагнер Моура в роли прожженного репортера Reuters Джоэла
Вагнер Моура в роли прожженного репортера Reuters Джоэла

Всего фургончику «Пресса» предстоит преодолеть 857 миль (около 1400 км) по непредсказуемой и опасной дороге сквозь почти постапокалиптические пейзажи, по пустынным трассам, заполненным заброшенными машинами, почти как в «Ходячих мертвецах». Кстати, один из таких участков- GA-20 в Хэмптоне, к югу от Атланты, и вправду достался фильму от сериала.

-7

Журналистам предстоят шокирующие и максимально опасные встречи, демонстрирующие разные грани разложения общества во время гражданской войны, где перестают действовать не только официальные, но и многие общечеловеческие законы, убийства и истязания становятся нормой, а оказаться в гуще кровавой перестрелки проще, чем за бешеные деньги заправить хотя бы полбака машины.

Буквально каждый визуальный эффект в фильме имеет реальную отсылку – новостные кадры, документальные фильмы, ролики, которые люди снимали на свои телефоны в зонах боевых действий, испытания боеприпасов, которые были задокументированы (супервайзер по визуальным эффектам Дэвид Симпсон)

Естественно, будет подниматься этический вопрос работы фотокорреспондентов да и журналистов в целом, с изрядной долей не то героизма, не то цинизма, не то жажды адреналина бросающихся под огонь и снимающих позирующих на фоне трупов улыбающихся солдат, подвешенных для пыток мародеров или, к примеру, равнодушно берущих интервью у человека, которого вот-вот застрелят.

Мы снимаем, чтобы вопросы задавали другие (Ли Смит).

Продвигаясь к столице сквозь все эти ужасы, кто-то покажет храбрость, кто-то -беспринципность и духовную черствость, а кто-то осознает глубокий мировоззренческий кризис. Не обойдется и без жертв. Все будет логично, жестоко и грустно.

Дополнительным украшением фильма стал сыгравший в небольшом, но ярком и очень значимом для развития сюжета эпизоде Джесси Племонс, которого Гарленду вовремя «сосватала» его жена Кирстен, когда уже выбранный на эту роль актер внезапно отказался от участия в проекте. Племонс даже в титрах не указан, настолько внезапно все получилось.

Джесси Племонс в роли жестокого безымянного ополченца-ультранационалиста
Джесси Племонс в роли жестокого безымянного ополченца-ультранационалиста

Джесси отлично удается сыграть роль эдакого «леденящего психопата», щеголяющего пижонскими красными очками и строго спрашивающего каждого из нарвавшихся на его мини-отряд журналистов: «Какой ты американец?».

Не забыл Гарленд и про свою любимицу Соною Мидзуно, которая появляется во всех картинах режиссера, здесь она сыграла Аню — репортера, освещающего финальную стадию наступления на Капитолий.

Последние 20 минут фильма превращают Белый дом и его ближайшие подступы в настоящее поле боя. В постановке этих сцен приняли участие 50 каскадеров, причем, вся изображающая морских котиков команда участвовала в реальных боевых действиях. Шум на съемочной площадке стал настолько громким, что напугал даже жителей соседней Атланты. Странно, правда, что ни одного дрона в этой операции коалиция не использует. Но, наверное, так было бы менее зрелищно.

Джоэл: Мне нужна цитата (I need a quote).

Президент США: Не позволяйте... Не позволяйте им убить меня (Don't let... Don't let them kill me).

Джоэл: Да, этого достаточно (Yeah, that will do).

-9

«Падение империи» точно выделяется из ряда одноразово-проходных картин, это не легкое кинцо для развлечения и не экшен ради экшена. Вам будет, скорее, грустно, возможно, и не один раз.

При этом, Гарленд постарался максимально абстрагироваться от конкретных политических идей, возможных расистских или иных избитых трактовок. И его война, в которой местами неясно, кто на какой стороне воюет, стоит ли ждать от победителя лучших решений, где жертвы зачастую бессмысленны, а жестокое гипнотическое безумие охватило всех и вся, воздействует гораздо глубже, чем строго подчиняющееся логике сражение заведомо «хороших» и «плохих».