Найти тему

Осторожно: франшиза! Какие подводные камни вас могут ожидать при покупке франшизы?

Об этом вам не напишут в презентациях франшиз и не расскажут во время переговоров с франчайзерами. Перечисляем некоторые возможные проблемы, которые обычно всплывают уже в процессе реализации франчайзинговой модели:

1. Недостаточный аккаунтинг (сопровождение) или его полное отсутствие. Часто возникающая ситуация. В процессе взаимодействия франчайзи и франшизодателя могут возникнуть разные организационные проблемы: бюрократизм, отсутствие обратной связи, неадекватные и непрофессиональные ответы. Заранее поинтересуйтесь, как головная компания на практике помогает управлять франчайзинговой точкой, закрепляется ли за вами персональный куратор, каков формат и режим взаимодействия с ним.

2. Недостоверная финансовая модель. Быстрая окупаемость и выход на высокую прибыль – это, конечно, здорово. Но обязательно уточняйте, при каких условиях и за какой срок другие партнеры компании достигли таких результатов. То, что реально в плотно населенных городах-миллионниках с благоприятной конъюнктурой рынка, не работает в других локациях. Ваш план выхода на прибыль должен быть адаптирован под ваши условия, учитывать ваши региональные особенности.

3. Сокрытие статей расходов. Франчайзеры могут указывать не все расходы в калькуляторе, и в результате франчайзи придется потратить на открытие бизнеса в 1,5-2 раза больше, чем он рассчитывал. Отложенные деньги закончатся раньше, чем точка начнет работать, и придется искать дополнительные источники инвестиций. Чтобы избежать такого сценария, не бойтесь задавать вопросы франчайзеру и постарайтесь разобраться в том, на что вам действительно придется тратить деньги.

4. «Война» за клиентов. Такая проблема возникает в некоторых, не во всех видах бизнеса. Чаще всего это происходит в сферах, ориентированных на онлайн-продажи. Франчайзи собирает свою базу клиентов, но она является доступной для менеджеров головного офиса. Сотрудники франчайзера перехватывают ее у вас, звонят вашим клиентам и продают товар на вашу территорию, хотя право продажи выкуплено вами. Предостеречь себя от таких ситуаций можно, хорошо изучив отзывы о компании и предварительно поговорив с ее реальными франчайзи. Но если в вашем бизнесе изначально допускается такое соревнование, то выиграть эту схватку сложно, потому что возможности франчайзера всегда будут превосходить ваши собственные.

Такие подводные камни вас могут ожидать. Узнайте про них по возможности до того, как заключите договор с франчайзером. Надеемся, этот анти-чек-лист защитит вас от ошибок и поможет сделать правильный выбор. Спойлер: франшиза «24 градуса» не соответствует ни одному из этих пунктов. Проверка пройдена неоднократно.