Среди родителей очень популярно психологическое просвещение и уже многие папы и мамы активно изучают тему детства и становления личности маленького человека по различным книжкам.
Не смотря на популярность психологии и бережное отношение к детям, проблем у детей меньше не становится, а в связи с более пристальным вниманием к этой теме, очень многое, что пропустило бы поколение бабушек, становится очевидным и начинает волновать родителей.
Родители насмотрены, родители начитаны, но психологические затруднения детей зависят не только и не столько от родителей, но и связаны с самим ребенком, его личным субъективным опытом, а так же с его творческим приспособлением к этой жизни. Маленький ребенок и сам в является субъектом своей психики и в качестве адаптации к трудным (для конкретного ребенка) ситуациям применяет свои личные изобретения, которые в дальнейшем могут быть названы неврозом или невротическими проявлениями. Иногда эти следы адаптации к трудным для ребенка моментам мы можем наблюдать во взрослом возрасте.
Симптомы такой адаптации могут быть различные. Например: ребенок вдруг потерял всякую живость и затих, может быть напротив ребенок так требователен, что родители не знают, что с этим делать, дети могут есть что-то несъедобное, могут появляться различные симптомы связанные с привычными жизненными ритуалами (гигиена, прием пищи, сон, туалет и т.д.), у детей случаются страхи, которые не получается унять обычными разговорами и они могут носить цикличный характер. Эти симптомы являются важным индикатором того, что в жизни маленького человека случились какие-то открытия, которые не получается переработать и принять как-то запросто, но психика пытается сделать это с помощью таких симптомов. Симптом часто создает возможность для какого-то особенного переживания, которое ребенку необходимо проживать раз за разом, пока не случится усвоения данного трудного для него опыта.
Мы взрослые обычно по себе уже знаем, что много всего в жизни происходит на не вполне осознанном уровне, но что говорить о детях, особенно маленьких. Дети только осваивают речь, им свои чувства и переживания анализировать и описывать куда сложней. Иногда родитель может как-то чутко и эффективно подключиться к вопросу детского затруднения и иногда даже помогает как-то пережить сложное состояние, но так случается далеко не всегда, особенно, если бессознательные процессы конкретного состояния не очевидны для всех участников процесса.
Но что же делают родители? Очень часто родители, видя, что с ребенком что-то происходит, не сразу решаются обратиться к психологу и изобретают велосипед обкладываясь специализированной литературой или советами близких. Оно и понятно, в таких ситуациях родителей очень часто посещают разные неприятные состояния:
- чувство вины - за то что не смог создать условия, не уберег от сложного опыта
- стыд, за то что с ребенком что-то происходит и может быть он какой-то не такой
- злость, на то что ребенок не может быть "таким" как родителю хотелось
- отчаяние, если не получается справиться "самим"
Все перечисленное может переживаться и ужасно пугать родителя, закрывать проблему от внешнего мира и от реального решения. Самой опасной в этой ситуации может быть идея, о том, что семья должна справляться сама и не привлекать к этим вопросам никаких специалистов. Но ведь далеко не со всеми сферами люди справляются сами (например лечение зубов), однако относительно сферы психического здоровья можно встретиться с куда большим напряжением, сопротивлением и совершенно удивительными страхами.
Обычно после посещения психолога по вопросам своего ребенка, родители остаются приятно удивлены, ведь они не испытали осуждения, никто не отчитал за "неправильное" воспитание, и не оценил по критериям, которые описаны в книжках. Напротив, обычно самую серьезную поддержку в таких случаях получают именно родители. Это связано с тем, что родитель больше всего находится с ребенком, и как правило, к моменту обращения находится в состоянии, которое и нуждается в присутствии психолога и хорошей поддержке. Так же бывают ситуации где ребенок и не нуждался в работе с психологом, а был всего лишь достаточно чувствителен к своему родителю, который отрицал сложность переживания некоторых проблем. Но так бывает не всегда и работа с ребенком все равно может понадобиться индивидуально или совместно с родителями.
Если вдруг вы столкнулись с чем-то, что тревожит вас в поведении или состоянии ребенка, обязательно обращайтесь за специализированным присутствием к психологу. Пригласив специалиста в вашу затруднительную ситуацию вы уже имеете возможность расширить границы, быть услышанными, а значит можете получить поддержку в вашем вопросе.
Автор: Гольдштейн Анастасия Валерьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru