к 225-летию поэта и 220-летию композитора
Июнь в истории русского искусства богат на дни рождения выдающихся деятелей. В этом месяце родились два великих человека, изменивших судьбу русской культуры:
- Михаил Иванович Глинка (1 июня 1804)
- Александр Сергеевич Пушкин (6 июня 1799)
Их имена часто ставят рядом.
Русский критик В.Стасов писал:
"Глинка в русской музыке имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба - родоначальники нового русского творчества, оба глубоко национальные, оба создали новый русский язык - в поэзии и музыке".
В жизни Пушкин и Глинка встретились ненадолго, но стихи одного и музыка другого, соединяясь неразрывно, так же неразрывно соединили на века их имена.
Было у них много общего и в судьбе. Похоже прошли их детские годы. Оба росли среди природы, вдыхая в себя дух народный с песнями и сказками, услышанными от дворовых девушек, от своих нянь.
Первое знакомство Глинки с Пушкиным состоялось в 1828 году во время учёбы Михаила Ивановича в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге. Вместе с Глинкой в пансионе учился Лев Пушкин, брат Александра Сергеевича. Личным воспитателем был В. К. Кюхельбекер, который преподавал в пансионе российскую словесность. К своему лицейскому другу нередко приходил Пушкин.
В записках Глинка вспоминает:
"Летом 1828 года я часто встречался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным, который хаживал и прежде того к нам в пансион к брату своему, воспитывавшемуся со мною в пансионе, и пользовался его знакомством до самой его кончины".
24-летний Глинка называл Пушкина по имени-отчеству и "известнейшим поэтом", несмотря на разницу всего в 5 лет. Встречи двух творцов были регулярными в различных творческих кружках Петербурга.
Пушкин высоко ценил музыку Глинки и с увлечением следил за его оперным творчеством. В апреле 1835 года М. Глинка работал над оперой "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), и друзья постоянно интересовались его работой. Неоднократно обсуждался сценарий. Пушкин, безусловно, был в курсе глинковского замысла.
После премьеры оперы Пушкин напишет:
Слушаю сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
В конце 1836 года в тесном кругу единомышленников Глинка и Пушкин рассуждали о путях русской оперы.
Поэт высказал мнение об опере лирической, в которой помимо музыки были и хореография, и декоративность.
Глинка высказал Пушкину желание взять в качестве либретто «Руслана и Людмилу». Поэт ответил, что желал бы многое изменить в этом юношеском сочинении.
Более подробных указаний композитору получить не удалось – роковая дуэль с Дантесом унесла «солнце русской поэзии» зимой 1837 года.
Премьера оперы «Руслан и Людмила» Глинки состоялась в 1842 году.
Композитор прислушался к чаяниям Пушкина, создав яркий спектакль с танцевальными эпизодами, яркими сценическими решениями, лирической нитью и, в первую очередь, подчеркнул самобытность пушкинских - русских образов поэмы.
Пересечения судеб Пушкина и Глинки еще удивительнее в ракурсе истории со стихотворением «Я помню чудное мгновенье» и одноименным романсом на него.
Озаглавленное "К ***", стихотворение было посвящено Пушкиным Анне Керн.
Дважды посетило дом Анны Керн «чудное мгновенье»: первый - обращёнными к ней стихами А. Пушкина, второй - прекрасным романсом «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки, посвященный ее дочери, который называли "поэмой любви".
Романсы М.Глинки на стихи А.Пушкина стали воплощением единства двух величайших гениев русской культуры.
На протяжении всей творческой жизни М.Глинка написал десять романсов на стихи А.Пушкина. Среди них: "Признание", "Я здесь, Инезилья", "Адель", "Не пой, красавица, при мне", "Ночной зефир" и другие.
Странные совпадения можно заметить в судьбах Глинки и Пушкина:
- разница в возрасте 5 лет;
- разница в днях рождения - 5 дней;
- разница в днях смерти тоже 5 дней (Пушкина не стало - 29 января, Глинки - 3 февраля).
А 3 марта 1857 года в Конюшенной церкви, где 20 лет назад отпевали Пушкина, была отслужена панихида по Глинке...
"Его отпевали в той же самой церкви, в которой отпевали Пушкина, и я на одном и том же месте плакала и молилась за упокой обоих", - писала А. П. Керн. - День был ясный, солнечный, светлые лучи его падали прямо из алтаря на гроб Глинки".
Слишком многое связывало этих людей. Они были не только современниками, но патриотами и единомышленниками. Их сближала огромная любовь к Родине и глубочайшая вера в свой народ.