Каждый родитель, без сомнения, любит своего ребенка и желает ему только добра.
Более того, в любой спорной ситуации с друзьями, учителями или воспитателями - родитель всегда на стороне ребенка. В любом конфликте - тоже, по мнению родителей, всегда ИХ ребенок прав, даже в те моменты, когда явно видится обратное.
Но это же любящие родители, и по-другому себя вести они едва ли смогут! По крайней мере, в нынешнее время это происходит именно так. И основная задача родителей - не найти правду, а выгородить своего ребенка и вытащить из неприятности, сняв с него все обвинения, хоть честным путем, хоть не очень...
Что ж, это прекрасно! Для ребенка. Пока.
А то, что это еще и большой риск... о, это выяснится гораздо позже! И педагогам останется только облегченно вздохнуть и порадоваться тому, что они уже не будут лично наблюдать последствия вот такого нежного и бережного "воспитания". А те детки - повзрослеют, и им самим уже придется отвечать за свои поступки.
Другое дело - особенные дети
Т.е.имеются в виду дети с особенностями развития, а конкретно - ребята с ментальными нарушениями.
А заострила я внимание на них лишь потому, что сама работаю именно с такими ребятами (веду творческие кружки в социальном спецучреждении для детей с ОВЗ).
Здесь родитель для ребенка - и помощник, и защитник, и друг, и воздух, и вода, и целая Вселенная! А еще - его руки, глаза, путеводитель, мотор и процессор. Ну и просто родной человек, который не только заботится о потребностях ребенка, но и отвечает за его действия и поступки.
Отвечает как умеет...
Понятно, что не всегда "отвечает" верно и честно, но... Стоит сделать хотя бы небольшую скидку на его положение.
Ну, право, едва ли найдется какая-нибудь молодая мама, которая спокойно и без удивления реагирует на то, что маленький человек с психическими отклонениями - это ее собственный ребенок.
А контролировать его поведение и всякий раз быть готовой к его неожиданным "вывертам" - работа незавидная. Человек, придавленный таким тяжеленным грузом едва ли смотрит объективно на то, что вообще происходит с ним и с его детенышем...
А еще никто не отменял обычного человеческого страха - за себя, за ребенка, за будущее. И кто умеет мыслить ясно, когда находится в постоянном страхе? Думаю, наверное, тот, кто уже сошел с ума или отверг все чувства, превратившись в робота.
И как же отвечают за поступки детей мамы наших особенных воспитанников?
- Есть такие мамочки (моё им уважение!), которые, несмотря на то, что их дети - с особенностями, все равно воспитывают, внушают, наседают, устанавливают верные ограничения, соблюдают рекомендации специалистов даже тогда, когда ребенок рьяно этому противится. И еще - эти мамы не потакают капризам, а "мягко продавливают", понимая, что только так и можно добиться результатов.
- Иные же - просто окружают своих деток непомерной лаской, 24\7, не обращая внимания ни на поведение ребенка, ни на его взаимодействие с окружающими.
И если "первые" мамочки - готовы признать, что где-то их ребенок совершил нехороший поступок, извиниться (или даже побудить своего ребенка к извинениям), то "вторые" - да ни за что!
- Он - особенный, и этим всё сказано! И у нас - права! А наш диагноз - это иммунитет от ваших правил и требований, запомните! Ууууу, сейчас как напишу жалобу!
Мальчик С.
Ребенок из дневного стационара, 5 лет, ментальные нарушения (серьезные).
Обращенную речь - не понимает, на любые попытки контактировать - отвечает агрессией. Но молча!
Это как?
Ну вот, например, подала ему психолог на диагностическом (первом!) занятии игрушку, а он - мало того, что ударил её по руке так, что игрушка упала, так он еще и поцарапал руку психолога! Сильно!
Но при этом - не кричал, не визжал, а просто махал руками со злой гримасой.
Что вы, что вы, госпожа психолог, он же ребенок! Как можно обзывать его выражение лица злой гримасой?! Он же, бедненький, просто напуган!
Да, я верю, что напуган. Но, тем не менее, психолог - тоже человек, у которого тоже есть чувства! И она - также имеет право испугаться или расстроиться.
Что? Кто-то говорит:
- Она ж психолог, "специально обученный профессионал", обязанный быть "всегда готовым"?
Но, позвольте...
- Не могла она быть готовой! Ведь ребенок (мальчик С.) - пришел к ней впервые! Это - раз!
- А диагноз ребенка - она не знала (потому что не положено теперь педагогам их знать, рррр!) Это - два!
- Ну и... даже психологу бывает больно и неприятно, когда его ни за что бьют и царапают, правда невероятное открытие? Это - три!
- И вообще... даже если отбросить все должности и звания, а посмотреть чисто по-человечески - ну разве можно ожидать от такого красивого, ухоженного и молчаливого мальчика чего-то там "звериного"?
А что мама?
Нет, мама мальчика С. - не какая-то там хабалка базарная, а очень милая и душевная женщина, вся такая чуткая и "переживательная".
И перед "поцарапанным" психологом она искренне извинилась.
А потом - своего сына обняла:
- Ну, котенок мой, ну чего ты так рассердился? Тётя же просто поиграть с тобой хотела. Ай-ай-ай.
А сама - нацеловывает его кукольное личико и по голове гладит...
А что психолог?
А психолог стоит и думает:
- Ну вот... мальчик сделал "ай-ай-ай", поцарапал чужую тетю, а его за это еще и обнимашками-целовашками награждают. Замечательно подкрепили, молодцы!
А лично для себя психолог усекла еще одну важную вещь: на уроках с незнакомым ребенком надевай кофточку с длинными рукавами.
Кофточку - берем, а от колготок - отказываемся!
На этот раз в центре событий - уже не психолог, а дефектолог (тоже красивая молодая девушка).
Ну а главный герой - снова наш мальчик С.
Увы, как и ожидалось, индивидуальное занятие с дефектологом у мальчика... ээээ, немножко "не пошлО". Ибо при любой попытке учительницы подойти к нему, он задирал ноги и бил ее по ногам. А также - впивался руками в юбку, тянул на себя и дергал, пытаясь оторвать кусок.
Что вы, что вы, госпожа дефектолог, ничего плохого ребенок не желал, это была вовсе не агрессия, а своеобразный крик о помощи, который мальчик может выразить только в такой форме!
Дефектолог, уже наученная рассказами психолога, старалась не тянуть к мальчику руки и уж тем более не прикасаться к нему. А мальчик С. - тогда взялся за ноги! Точнее - вцепился пальцами в колготки дефектолога и рванул на себя, еще и одновременно ногу ей поцарапал.
Естественно, колготки "приказали долго жить". Красивые колготки, тоненькие, дорогие! Были...
А что дефектолог?
Как там говорят? "Войти в положение", правильно? "Ребенок - не виноват", верно? Понять, простить, забыть... вот!
Да и забыла бы, но...
Мама мальчика С. - человек очень порядочный. И извинялась, и обещала на следующих занятиях крепко держать сыночка, и беспокоилась, не сильно ли нога поцарапана.
А уже к очередному занятию - купила и принесла учительнице новые колготки.
О, нет!
Но всю эту "сцену" (передачи колготок) застала одна мадам из "документального" отдела (та еще "барабанщица").
И дефектологу - прилетело!
Короче, мадам-"барабанщица" рассказала ЗамЗаме, ЗамЗама - высказала заведующей педагогическим отделением, а заведующая - дефектологу... а всё о том, что "нерадивая дефектолог смеет... принимать подарки от родителей! Коррупционерка бесстыжая, вооот!"
А о том, что новые колготки - это компенсация за колготки, разорванные ребенком - а не важно! Сама виновата, не надо было провоцировать! И вообще, значит юбку слишком короткую напялила!
А в юбке ли дело?
Нет, конечно. Когда мальчик С. был у меня на кружковом занятии, он тоже пытался мне ногу расцарапать, когда я обратилась к нему (даже ни о чем не попросила, а только обратилась)... Однако, спасибо плотным джинсам!
А дефектологу теперь и колготки новые надевать "не к душе", хоть мамочка хотела как лучше и от чистого сердца. И - по совести...
Желаю дорогим читателям любви и взаимопонимания.