Найти тему

Архитектурные портреты столицы. Ярославский вокзал

Начинается горячая пора выбора вуза, абитуриенты, сдавшие успешно выпускные экзамены, приезжают в Москву, чтобы продолжить образование, обрести профессию. Наш Институт культуры и искусств открывает свои двери для талантливой молодежи. Первое, что видят наши будущие студенты – аэропорты и вокзалы. С них и начинается знакомство с культурой столицы.

Самый яркий вокзал – Ярославский, потому что его называют восточными воротами России. Именно отсюда начинается Транссибирская железнодорожная магистраль – самая длинная железная дорога в мире, которая доходит до Владивостока и связывает Россию с Китаем, Монголией и Кореей.

Раньше он назывался Троицкий. Отсюда отправился в путешествие на Сахалин Антон Павлович Чехов в 1890 году.

Это прекрасное здание строили великие русские архитекторы. В 1895—1896 годах по проекту архитектора Льва Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала. В 1902—1904 Федором Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания, решённый в неорусском стиле с элементами северного модерна.

Шехтеля называют отцом русского модерна. Хотя при жизни официально Федор Шехтель так и не получил диплом архитектора. Здания, построенные по его чертежам, можно узнать интуитивно, особенно в Подмосковье. Например, Загородный дом, ферма, конный завод, электростанция и другие постройки в имении В. Е. Морозова Усадьба «Одинцово». А в столице – здание МХТ им. Чехова в Камергерском, Дом приёмов МИД на Спиридоновке и Особняк Степана Рябушинского (Дом-музей Максима Горького) на Малой Никитской.

Но Ярославский вокзал – шедевр архитектуры и визитная карточка Шехтеля.

-2

В 1903 Шехтель писал о проекте нового вокзала: «На нём я изобразил уголок моих построек в Глазго. Эти постройки, в которых я старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек, мне милы более моих других произведений. Для меня это мой девиз».

Фёдор Шехтель – не просто архитектор, а настоящий кудесник русского модерна, архитектурного стиля, впитавшего изысканную и тревожную эстетику Серебряного века. Начальник Ярославской железной дороги заказал архитектору здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком». Работа над обликом вокзала даже для такого мастера считалась престижной. И он настолько уважал железную дорогу, что работал над проектом вдохновенно, спорил с заказчиками, отстаивая свои идеи, находил художников и искусных мастеров, которые помогли воплотить некоторые детали его замысла. Шехтель понимал, что вокзал, о котором быстро узнает вся Москва, да и вся Россия, станет одним из важнейших его творений.

Ярославский вокзал в начале ХХ века выглядел как здание ультрасовременное, как настоящие ворота в деловую, купеческую, процветающую Москву. Однако Шехтель предложил весьма экономичный вариант огромного по тем временам вокзального здания – ведь он использовал сравнительно недорогие материалы: железобетон и металлоконструкции.

В 1906 году работы завершились, все новые корпуса вокзала открылись для посетителей. Такого простора российские пассажиры ещё не видели: залы ожидания и вестибюли Шехтель оформил с размахом и изысканной эстетикой. В нише над главным входом Шехтель расположил рельефные изображения гербов трёх древних городов, которые связала Ярославская железная дорога: Георгий Победоносец (Москва), Михаил Архангел (Архангельск) и медведь с секирой (Ярославль). Мозаики, картины, панно – и снаружи, и в интерьерах – словно автограф Шехтеля, приметы его стиля.

Интерьеры украшали специально созданные художником Константином Коровиным картины «из северной жизни». Сейчас на вокзале четыре панно: «Базар у пристани в Архангельске», «Разделка кита», «Ловля рыбы на Мурманском море» и «Северное сияние».

-3

В настоящее время все оригиналы хранятся в Третьяковской галерее, их заменяют копии. «Северное сияние» – самая большая по размерам картина серии.

-4

Художник-символист Михаил Врубель создал для фасада изразцы с изображением рыб.

-5

Если не торопиться, а рассматривать внутреннее убранство и внешние декоративные детали, то откроется чудо: Стилизованный под старину «козырек», под которым еще одна интересная композиция из майоликовых плиток.

-6

Вот уже почти целый век необыкновенный силуэт Ярославского вокзала встречает и провожает москвичей и гостей столицы. И мы ждем новых студентов, которые будут сохранять и приумножать русскую культуру.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ