Червячный редуктор – это устройство, применяемое в механических системах для преобразования скорости и крутящего момента.
Редукторами оснащаются почти все виды станков в машиностроении, строительная и землеройная техника, а также бытовая, медицинская техника, конвейеры, насосы и многие другие технические средства.
Его основными рабочими компонентами являются колесо со спиралевидными зубьями и червяк – ось с винтовой поверхностью.
Вращаясь, вал приводит в движение колесо. При этом скорость выходного вала становится меньше, чем входного, значительно повышается крутящий момент.
В отличие от зубчатых передач, червячные типы устройств характеризуются плавностью, бесшумностью перемещения рабочих элементов, имеют большее передаточное число.
Кроме того, при одинаковом передаточном числе червячный редуктор имеет значительно меньшие габариты, по сравнению с обыкновенным зубчатым.
Подбор смазочных составов для червячных редукторов
Актуальность подбора подходящего смазочного материала для червячной пары редуктора чрезвычайно высока – при работе червячных передач осуществляется скольжение витков червячного вала относительно зубьев колеса, что сопровождается повышенным трением.
Из-за недостатка смазки КПД редуктора падает, вместе со сроком его службы. Этим червячные пары отличаются от зубчатых, в которых нет таких больших потерь на трение.
Итак, назначением смазочного материала в узлах червячных редукторов является облегчение приработки, снижение трения и износа, повышение КПД работы.
Расскажем об опыте подбора смазочного материала для редукторов одного из крупнейших российских предприятий-изготовителей трубопроводной арматуры.
Он использует четвертьоборотные ручные червячные редукторы для изменения положения шаровых кранов и других видов запорно-регулирующей арматуры.
Испытания смазок для редукторов. Что лучше – пасты или пластичные смазочные материалы?
Производители промышленного оборудования для сравнения и подбора смазочных материалов проводят испытания на стендах, повторяющих нагрузки и другие условия эксплуатации червячных редукторов.
Для сравнения выбрали пасту MODENGY 4002 на основе высокодисперсного порошка твердого смазочного материала дисульфида молибдена и консистентную смазку.
Производились испытания в четырех режимах:
- Без нанесения смазки
- 100 повторений открытия-закрытия с применением пасты без смазки
- 100 повторений открытия-закрытия с пастой и добавлением смазки к пасте после достижения 100 циклов
- 100 повторений открытия-закрытия с пастой, ее удалением из узла трения и нанесением взамен ей смазки
Контрольным результатом является крутящий момент на выходном вале, который контролируется при помощи динамометрического инструмента. Начальный фиксированный крутящий момент выставляется при помощи динамометрического ключа.
Согласно результатам испытаний, паста MODENGY 4002 позволяет увеличить КПД на 10-20 % после наработки в 100 циклов. Возможно обеспечить дополнительный прирост КПД на 7-14 % путем удаления пасты после наработки и добавления смазки.
О других испытаниях в области трения и изнашивания, новых материалах, продлевающих ресурс оборудования, будем дальше рассказывать на канале – обязательно подписывайтесь. Также следите за «Моденжи» на официальных страницах в соцсетях – ВКонтакте, Telegram, YouTube, RUTUBE.