Найти тему

«Слава, запечатленная в фарфоре»: как сохранить историю. Часть II.


Каков масштаб проекта «Слава, запечатленная в фарфоре»? И как создаются скульптуры?

Наш проект постоянно развивается. На сегодняшний момент в общей сложности нами создано 127 скульптур исторических персонажей. Это высокохудожественные и высокопатриотические предметы искусства. Мы выбираем наиболее ярких, значимых, подчас забытых, но интересных героев.

Мы создаем конкретных исторических персонажей, с высочайшим портретным сходством, со всеми сопутствующими атрибутами, с соблюдением элементов формы одежды. Каждая скульптура отчетливо передает индивидуальность, эмоции и даже настроение конкретной личности. Фигура не просто стоит по стойке смирно, как оловянный солдатик, она отражает динамику положением корпуса, рук, ног, поворотом головы. Мы стараемся учесть определенные привычки человека в ношении одежды, в определенных атрибутах, показать его в  определенный период или момент  его жизни, отобразить его  в момент совершения подвига.

Каждой скульптуре предшествует большая исследовательская работа. Мы внимательно просматриваем архивные материалы, анализируем сохранившиеся портреты или фотографии, изучаем биографии героев. Если есть видеоматериалы, стараемся ухватить характерную мимику и жесты персонажа. Наша цель - добиться максимальной достоверности в деталях. Например, при создании коллекции героев 1812 года нам пришлось долго изучать орденскую систему русской армии.  Очень важно было правильно  расположить ордена, не ошибиться.

Наши фарфоровые фигуры отличаются музейным уровнем художественной передачи и соответствующим размером. Высота скульптур - от 33 до 39 см., что дает возможность рассмотреть каждую деталь и полностью насладиться исторической точностью произведения. Фарфор позволяет создать скульптуру, максимально отражающую реального человека, использовать многоцветие красок.

Производство фарфора достаточно сложное. Процесс высоко технологичный. Мы это прекрасно понимаем, поэтому собираем профессионалов под каждый отдельный проект.   Большое значение имеет опыт скульптора, который знает, как работать с фарфоровой скульптурой. Мы также привлекаем форматоров, модель-мастеров, художников. Все они прекрасно понимают особенности работы с фарфором. Это не глиняная скульптура, которая обжигается при более низкой температуре. Правила и условия работы здесь иные.

Фарфоровые скульптуры проходят стадии формовки, отливки, обжига. Они обжигаются при высокой температуре, больше 1000 градусов, два раза. Сначала без глазури, потом с глазурью. Скульптура при обжиге дает «усадку». При этом может так получиться, что в процессе обжига усадка изменит лицо скульптуры. Все эти нюансы приходится учитывать. Но, если мы переходим к следующей ступени создания фарфоровой скульптуры, то ошибки предыдущего этапа исправить уже не получится.

Роспись предполагает порядка пяти-шести обжигов. То есть, каждая группа красок, которая предназначена для росписи фарфора, обжигается при своей температуре.  Составляется специальный  план, чтобы ничего не пропустить при росписи. Чтобы не получилось так, что обжиг уже состоялся, а туфелька или другой элемент остался без соответствующей краски. Это очень серьезная и кропотливая работа. Но опять же, если скульптуру уже отлили, отформовали, художник не все может дописать. Если где-то волосы не так были слеплены скульптором, какие-то залысины не показаны, художнику это уже сложно переделать.

В скульптуре все должно быть продумано до мелочей. Включая позу. Поэтому я всегда нахожусь в поиске, эта работа не заканчивается никогда. Нужно одновременно показать и масштаб личности, и характерные черты, найти верный баланс. Я часто хожу в музеи, анализирую портреты и скульптуры, ищу красивое положение рук, интересный поворот головы, наклон. Собираю архив, который потом активно использую в работе. Только благодаря слаженной совместной работе получается человек в миниатюре, теплая, живая скульптура.

Сколько времени уходит на производство?
В среднем три месяца на одну скульптуру.

История России тесно связана с морем. Уделяете ли вы внимание этому направлению?

Нам удалось создать отдельную серию, посвященную Флотоводцам России. Для нашего отечества развитие военно-морского флота всегда имело особое значение. До Петра Первого у нас был выход только в Северное море. Такие ограниченные возможности по выходу в море препятствовали развитию торговли, промышленности. Поэтому, когда мы получили выход к Балтике и к Черному морю, случился настоящий прорыв. Сейчас у России четыре флота: Тихоокеанский, Балтийский, Северный и Черноморский.  За этим стоит история великой державы, которую необходимо помнить.

С деятельностью российского флота связано много очень интересных личностей, поэтому встал вопрос, кого из них выбрать для фарфоровой коллекции. Мы решили разбить будущую коллекцию флотоводцев по историческим периодами. Начали с момента создания флота, но идти проторенным путем и делать образ Петра Первого не хотелось. Мы обратились к таким деятелям, как Федор Матвеевич Апраксин - один из создателей Российского военно-морского флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал.  За ним последовал граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, который командовал флотом в победоносном для России Чесменском сражении 1770 года. Постепенно в нашей коллекции появились и более известные имена: адмиралы Федор Ушаков, Павел Нахимов и Владимир Корнилов, русский мореплаватель, возглавлявший первое русское кругосветное плавание Иван Крузенштерн. Вообще, многие флотоводцы были путешественниками. В царской России производство флотского офицера или инженер-механика в следующий чин было возможным только при наличии выполненного морского ценза – определенного количества дней плавания.


Нами, например,  был создан образ известного флотоводца,  учёного-океанографа и полярного исследователя адмирала Александра Васильевича Колчака. Это была интересная личность,  исследователь и  первооткрыватель. Он много работал над вопросами военно-морской тактики и стратегии, немало его идей используются и в настоящее время в морской практике. В свое время он принял пост Верховного правителя России. В противовес ему мы добавили в коллекцию фигуру революционной России - советского полярного исследователя, ученого, контр-адмирала Ивана Дмитриевича Папанина.


Создавая того или иного флотоводца, нужно очень точно соблюдать расположение  элементов и деталей формы одежды. Ошибаться нельзя. С этим нам пришлось много работать. Очень помогла Ассоциация «Клуб Русская Морская Традиция», основанная офицерами - подводниками ВМФ СССР и Российской Федерации. Они подарили нам четыре каталога Истории военно-морской формы одежды от XVIII века вплоть до нашего времени.

В прошлом году мы организовали выставку фарфоровых скульптур «Флотоводцы России» в Центральном Военно-Морском музее, при участии Международного союза неправительственных организаций «АССАМБЛЕЯ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ».

Выставка "Морская слава, запечатленная в фарфоре" в Центральном военно-морском музее  
27 июля 2023 - 22 декабря 2023
Выставка "Морская слава, запечатленная в фарфоре" в Центральном военно-морском музее 27 июля 2023 - 22 декабря 2023


В этом году мы показали уникальную коллекцию на Международном военно-морском салоне
«ФЛОТ-2024» в Кронштадте.
Мы представили на выставке
21 скульптуру, из которых половина демонстрировалась впервые. В их числе — советский флотоводец, адмирал, командующий Северным флотом Арсений Головко, советский военачальник и военно-морской историк Владимир Трибуц, русский адмирал, командующий российским Балтийским флотом Николай Оттович Эссен, русский морской офицер, учёный, мореплаватель и адмирал Фаддей Фадеевич Беллинсгаузен.

Также был представлен военный моряк-подводник Магомет Гаджиев — командир 1-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота в 1941—1942 годах. В 1942 году осенью лодка под его командованием ушла в поход. Они вступили в бой с пятью немецкими подводными лодками, и в этом неравном бою лодка погибла вместе с экипажем. Магомеду Гаджиеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. И мы, когда создавали его скульптуру, специально показали на его скульптуре эту награду – звезду Героя Советского Союза, хотя он не мог её не носить. Не менее интересна скульптура духовного героя, иеромонаха Михаила (Руднева), он не моряк, а морской священник, находившийся на крейсере «Варяг». Однофамилец командира судна, корабельный священник о. Михаил Руднев, несмотря на постоянную угрозу гибели, ходил по залитой кровью палубе «Варяга» и воодушевлял офицеров и матросов. Впоследствии он был награжден золотым крестом на георгиевской ленте — «За отличное мужество и самоотверженное поведение, проявленное в бою 27 января».


Над чем еще работаете?

У нас есть еще одно направление. Мы создаем не просто отдельные скульптуры, а целостные композиции. Первая была создана к 210-летию Бородинского сражения, она называется «Кутузов на Бородинском поле». Есть такая картина советского художника Петра Щелища, 1967 года. Кутузов сидит на досках, застеленных шинелью, которые положены на барабаны, а вокруг него стоят военачальники.  Мы такую композицию сделали на едином плинте.

Сейчас мы работаем над другими произведениями, не менее значимыми для российской истории. На создание целостной композиции уходит около года, эта работа крайне сложная. Хочется достигнуть высочайшего уровня, особой тонкости исполнения и изящества, проработать мельчайшие детали. Когда имеешь дело не с отдельной личностью, а пытаешься воссоздать многофигурную сцену, ответственность только возрастает.

А герои настоящего времени фигурируют у вас в коллекции?

Очень хороший вопрос. Вы знаете, есть у нас такая задумка. Мы сделали скульптуру воина СВО. Это боец, штурмовик. Часть его лица  закрывает «балаклава». Мы специально сделали его пока безымянным, это собирательный образ. Он как бы объединяет всех бойцов, которые принимают участие в специальной военной операции на Украине.  Боец пребывает в полном вооружении. Как всегда, при создании скульптуры мы провели специальное исследование. Изучили, какая сейчас используется амуниция, как камуфлируется автомат, какие существуют особенности у формы одежды и снаряжения.

Боец держит автомат, при этом автомат у него опущен стволом вниз. В левой руке он держит игрушечного медвежонка. Глаза бойца устремлены вперед, он как бы протягивает игрушку невидимому персонажу. Да, он мог бы прижать к груди мать-старушку или вынести ребенка из-под обстрела. Но это уже было. Мы решили использовать другой символ. Он как бы дает понять, что этот медвежонок принадлежал какой-то девочке. Наш боец её спас и теперь возвращает девочке потерянную игрушку. Скорее всего, эта идея получит продолжение.

Где можно познакомиться с коллекцией «Слава, запечатленная в фарфоре»?

Некоторые работы мы передаем в дар музеям. Например, скульптуру Суворова мы передали в коллекцию Государственного мемориального музея А.В.Суворова. К сожалению, не всегда это возможно. Производство фарфоровых скульптур не только трудоемкое, но и дорогое удовольствие. Нам важно, чтобы коллекция была в музее.  Часто мы готовы пойти навстречу и отдать скульптуру за себестоимость, но музеи не могут себе это позволить и вынуждены искать спонсоров. Просто подарить скульптуру нам сложно, поскольку необходимо покрывать затраты на производство, кроме того, нам нужны средства для создания новых скульптур.

Мы хотим, чтобы наши коллекции могли видеть люди. Поэтому часто организуем выставки на музейных площадках, активно взаимодействуем с партнерами. Часть коллекции всегда можно увидеть в Галерее «Общества поощрения художеств» на Шпалерной, 35.

Материал подготовила Елена Прилашкевич