Найти тему
История разведки

В катастрофе самолета «Максим Горький» могла погибнуть верхушка руководства страны во главе со Сталиным. Почему это не произошло

Оглавление

16 мая 1935 года состоялся запланированный демонстрационный полет на центральном аэродроме Москвы самого большого в мире самолета АНТ-20. Он был создан коллективом советских авиаконструкторов во главе с Туполевым.

Этот гигант должен был служить тяжелым бомбардировщиком и пассажирским лайнером. Размах его крыла достигал 63 метра, высота – 12,5 метра, а диаметр винтов 4 метра. Размеры самолета позволяли размещать пассажиров, как в фюзеляже, так и в центральной части крыльев. Особое внимание уделялось удобству и комфорту – просторные кресла со столиками, туалеты с умывальниками, буфет с горячими и холодными закусками и даже спальные места.

-2

Силовая установка АНТ-20 включала восемь двигателей по 900 л.с. каждый. Шесть из них были установлены на крыльях, а два над фюзеляжем. Самолет развивал скорость до 220 км/час и имел дальность 1200 км.

-3

Названный в честь пролетарского писателя Максима Горького, этот самолет первый испытательный полет совершил летом 1933 года. Потом, установив несколько мировых рекордов, он дважды пролетал на парадах над Красной площадью.

Вернемся к тому трагическому дню 16 мая 1935 года

Ожидалось, что на борту демонстрационного полета будет присутствовать верхушка руководства: Сталин, Молотов и Каганович. Однако в последний момент от этого отказались. Было решено взять в самолет работников Центрального аэрогидродинамического института, участвовавших в его создании.

Для сопровождения АНТ-20 выделили два легких самолета: биплан Р-5, с которого велась киносъемка, и истребитель И-5. По замыслу организаторов истребитель должен был выполнить несколько фигур высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Делая мертвую петлю вокруг гиганта, он в верхней точке потерял скорость и врезался в его фюзеляж, застряв в нем.

«Максим Горький», разваливаясь в воздухе, рухнул в районе поселка Сокол. Все участники демонстрационного полета погибли и были похоронены на Новодевичьем кладбище. Киносъемка произошедшей катастрофы исчезла.

Разбор полета

Виновником крушения АНТ-20 признали летчика-испытателя Благина, пилотировавшего истребитель И-5. Это его «самовольно совершающаяся мертвая петля вокруг «Алексея Горького» привела к его катастрофе.

Позже в прессе писали, что она стала результатом диверсии. В Польше в одной газете даже опубликовали подписанное Благиным письмо с антикоммунистическими лозунгами. Один из руководителей полета под пытками сознался, что не были проведены все испытания гигантского самолета и что диверсию с его катастрофой организовал Тухачевский.

-4

В 2011 году рассекретили одну докладную записку НКВД по результатам расследования. Оказывается, с летчиками демонстрационного полета встретились за час до него представители фабрики военно-учебных фильмов. Они настояли на изменении плана, якобы с разрешения руководства ВВС. Для пропагандистской цели летчику истребителя требовалось совершить несколько фигур высшего пилотажа вблизи с АНТ-20.

Добавим в эту историю альтернативный компонент по двум вариантам

Первый – Сталин, Молотов и Каганович оказались на борту «Максима Горького» и погибли в катастрофе. Стал бы тогда руководителем нашей страны, к примеру, Киров и история ее пошла бы по иному пути.

Второй – демонстрационный полет АНТ-20 прошел успешно. Всех его участников наградили, а самолет стали использовать как пассажирский.

Объясню на пальцах, как летает самолет