16 мая 1935 года состоялся запланированный демонстрационный полет на центральном аэродроме Москвы самого большого в мире самолета АНТ-20. Он был создан коллективом советских авиаконструкторов во главе с Туполевым.
Этот гигант должен был служить тяжелым бомбардировщиком и пассажирским лайнером. Размах его крыла достигал 63 метра, высота – 12,5 метра, а диаметр винтов 4 метра. Размеры самолета позволяли размещать пассажиров, как в фюзеляже, так и в центральной части крыльев. Особое внимание уделялось удобству и комфорту – просторные кресла со столиками, туалеты с умывальниками, буфет с горячими и холодными закусками и даже спальные места.
Силовая установка АНТ-20 включала восемь двигателей по 900 л.с. каждый. Шесть из них были установлены на крыльях, а два над фюзеляжем. Самолет развивал скорость до 220 км/час и имел дальность 1200 км.
Названный в честь пролетарского писателя Максима Горького, этот самолет первый испытательный полет совершил летом 1933 года. Потом, установив несколько мировых рекордов, он дважды пролетал на парадах над Красной площадью.
Вернемся к тому трагическому дню 16 мая 1935 года
Ожидалось, что на борту демонстрационного полета будет присутствовать верхушка руководства: Сталин, Молотов и Каганович. Однако в последний момент от этого отказались. Было решено взять в самолет работников Центрального аэрогидродинамического института, участвовавших в его создании.
Для сопровождения АНТ-20 выделили два легких самолета: биплан Р-5, с которого велась киносъемка, и истребитель И-5. По замыслу организаторов истребитель должен был выполнить несколько фигур высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Делая мертвую петлю вокруг гиганта, он в верхней точке потерял скорость и врезался в его фюзеляж, застряв в нем.
«Максим Горький», разваливаясь в воздухе, рухнул в районе поселка Сокол. Все участники демонстрационного полета погибли и были похоронены на Новодевичьем кладбище. Киносъемка произошедшей катастрофы исчезла.
Разбор полета
Виновником крушения АНТ-20 признали летчика-испытателя Благина, пилотировавшего истребитель И-5. Это его «самовольно совершающаяся мертвая петля вокруг «Алексея Горького» привела к его катастрофе.
Позже в прессе писали, что она стала результатом диверсии. В Польше в одной газете даже опубликовали подписанное Благиным письмо с антикоммунистическими лозунгами. Один из руководителей полета под пытками сознался, что не были проведены все испытания гигантского самолета и что диверсию с его катастрофой организовал Тухачевский.
В 2011 году рассекретили одну докладную записку НКВД по результатам расследования. Оказывается, с летчиками демонстрационного полета встретились за час до него представители фабрики военно-учебных фильмов. Они настояли на изменении плана, якобы с разрешения руководства ВВС. Для пропагандистской цели летчику истребителя требовалось совершить несколько фигур высшего пилотажа вблизи с АНТ-20.
Добавим в эту историю альтернативный компонент по двум вариантам
Первый – Сталин, Молотов и Каганович оказались на борту «Максима Горького» и погибли в катастрофе. Стал бы тогда руководителем нашей страны, к примеру, Киров и история ее пошла бы по иному пути.
Второй – демонстрационный полет АНТ-20 прошел успешно. Всех его участников наградили, а самолет стали использовать как пассажирский.